Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Он и все остальные согласились со мною.
— Стало быть в этом, — сказал я, — заключается
одно из высказанных мнений. Задам вам еще несколько
вопросов: желает ли Бог, чтобы человек искал Бога?
— Разумеется, — согласились все.
— Так разве можем мы сказать, что тот, кто ищет
Бога, худо живет?
— Ни в каком случае.
— Тогда ответьте мне и на третий вопрос: может ли
нечистый дух искать Бога?
Это отвергли все, за исключением несколько засомне-
вавшегося Навигия, который, впрочем, потом согласился
с мнением остальных.
— Итак, — сказал я, — если тот, кто ищет Бога,
делает угодное Богу и живет хорошо, и не имеет духа
нечистого, а кто ищет Бога, тот еще не имеет Бога, то
не всякий, кто живет хорошо, делает угодное Богу, не
имеет нечистого духа и должен непременно считаться
имеющим Бога.
Когда все начали смеяться, что пойманы их же соб-
ственными уступками, мать, долго находившаяся в изум-
лении, попросила меня распутать и разъяснить ей сделан-
ный мною посредством умозаключения вывод. Когда это
мною было сделано, она сказала:
— Но никто не может достигнуть Бога, если Бога не
ищет.
— Прекрасно, — отвечал я, — однако же тот, кто
только ищет, еще не достиг Бога, хотя бы и жил хорошо.
Значит, не всякий, кто живет хорошо, имеет Бога.
— Мне думается, — возразила она, — что Бога никто
не имеет, но кто живет хорошо, к тому Он милостив, а
кто — худо, к тому неприязнен.
— В таком случае, — сказал я, — вчера мы напрасно
согласились с тем, что тот блажен, кто имеет Бога. Ибо,
хотя всякий человек имеет Бога, однако не всякий блажен.
— Бога милостивого, прибавь, — сказала она.
— Достаточно ли, — продолжил я, — согласны мы
в том, по крайней мере, что блажен тот, к кому Бог
милостив?
101