Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
имели в виду одно и тоже. Ибо если мы обратим внимание
на два первые мнения, то всякий, кто живет хорошо, тем
самым делает и угодное Богу; и всякий, кто делает угодное
Богу, потому и живет хорошо: жить хорошо значит не
что иное, как делать угодное Богу. Но, может быть, вам
представляется это иначе?
Когда все согласились со мной, я предложил рассмотреть
третье мнение особо, потому что в христианской религии
название "нечистый дух", насколько я понимал, употреб-
ляется обыкновенно двояко. С одной стороны, это — дух,
который привходит извне, овладевает душой и возмущает
чувства, подвергая людей некоторому беснованию, и для
изгнания которого приглашаются имеющие власть возлагать
руки и делать заклинания, т. е. изгонять посредством
религиозно-обрядовых заклятий. Но, с другой стороны,
нечистым духом называется и всякая вообще нечистая
душа, т. е. душа, оскверненная пороками и заблуждениями.
— Итак, — спросил я дитя, высказавшее это мнение,
конечно, с более светлым и чистым духом, — кто, по
твоему, не имеет нечистого духа: тот ли, кто не имеет
демона, который делает, обыкновенно, людей бесноватыми,
или же тот, кто очищает свою душу от всяких пороков
и грехов?
— Мне кажется, — отвечал он, — что тот не имеет
нечистого духа, кто живет целомудренно.
— Но, — спросил я, — кого называешь ты целомуд-
ренным: того ли, кто ни в чем не грешит, или же того,
кто воздерживается только от непозволительного сожитель-
ства?
— Каким образом, — отвечал он, — может быть
целомудренным тот, кто, воздерживаясь от непозволитель-
ного сожительства, не перестает осквернять себя прочими
грехами? Тот истинно целомудренен, кто предан Богу и
на Него одного надеется.
Сделав распоряжение, чтобы эти слова отрока записаны
были так, как они им были высказаны, я сказал:
— Такой непременно живет хорошо, а кто живет хоро-
шо — необходимо таков; но, может быть, это тебе
представляется иначе?
100