Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Когда я кратко и ясно изложил дело так, чтобы никто
из гостей не остался в неведеньи, она сказала:
— Эти люди — припадочные (таким простонародным
именем называются у нас люди, подверженные падучей
болезни), — и с этими словами встала, чтобы уйти. Тогда
и все мы начали расходиться, будучи довольны и радуясь
тому, что наступил конец.
Глава III
Состязание второе
На другой день, также после обеда, но несколько позже,
чем накануне, усевшись на том же месте, мы возобновили
наш диспут. Я сказал:
— Поздно пришли вы на пир, что случилось с вами,
думаю, не потому, что кушанья еще не готовы, а вследствие
вашей уверенности в их малости: нет, казалось вам,
надобности спешить к тому, что можно быстро съесть.
Ибо нельзя было думать, чтобы осталось много остатков
там, где и в самый день пиршества встречено было столь
немногое. Оно, может быть, и хорошо. Но что для вас
приготовлено, этого вместе с вами не знаю и я. Ибо есть
другой, кто не перестает подавать всем всякого рода пищу;
но перестаем по большей части есть мы сами, то вследствие
нездоровья, то вследствие сытости, то по причине занятий
делами, а что этот другой, пребывая в людях, делает их
блаженными, относительно этого вчера, если не ошибаюсь,
мы пришли между собой к благочестивому и твердому
согласию. Поелику, когда разум доказал, что блажен тот,
кто имеет Бога, и никто из вас не воспротивился этому
мнению, то предложен был вопрос о том, кто, по вашему
мнению, имеет Бога? На этот вопрос, если не ошибаюсь,
было высказано три мнения. Одни полагали, что Бога
имеет тот, кто делает угодное Богу; некоторые сказали,
что тот имеет Бога, кто живет хорошо; наконец, по мнению
остальных, Бог пребывает в тех, в ком нет духа, называемого
нечистым. Но, может быть, под разными словами вы все
99