Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атенстичесаая
библиотек!
92
мерно в одно время с каноническими евангелиями
(возможно, Лука пользовался этим текстом), после
гибели Иерусалима в 70 г. среди иудео-христиан
Малой Азии, где пользовались этим евангелием
вплоть до рубежа II—III вв., или в соседней Сирии.
Особенности этого евангелия, столь остро ставившего
проблему вины и возмездия, позволили переработать
его уже после 134 г. (конец восстания Бар-Кохбы),
когда для христиан империи вопрос о разрыве с иуда-
измом стал вопросом не только вероучения, но и само-
сохранения. Сакрализация и спиритуализация образа
Иисуса, характерная для апокрифа, отсутствие стра-
даний на кресте, воскресение в фантастическом облике
могли привлечь к нему внимание докетов, которые
толковали его в духе своего учения (а может быть, не
только толковали, но и перерабатывали при перепи-
ске). На мысль о возможной переработке наводит
и реакция Серапиона. Характерно, что Серапион,
осуждая это евангелие, писал о прибавлении неко-
торых заповедей. Впоследствии Евангелие от Петра
было признано подложным. В числе подложных его
называет Евсевий (НЕ. III. 25).
Евангелие от Петра представляет интерес для
историков христианства, потому что оно было создано
в тот период, когда, по словам А. Гарнака, евангель-
ский материал находился еще в неоформленном
виде, канона не существовало и материал этот свобод-
но переделывался23. Сами споры вокруг направлен-
ности этого евангелия, которые вели ученые нового
времени, говорят .о том, что перед нами не теологи-
ческий трактат, а произведение, отражавшее христиан-
ское учение в его противоречивом развитии и станов-
лении, с одной стороны, сохранявшее наиболее почи-
таемую древнюю традицию об Иисусе, а с другой —
отвечавшее потребности верующих того времени, когда
оно создавалось,— потребности в чуде, в справед-
ливом возмездии виновникам гибели Иисуса, потреб-
ности убедить неверующих язычников манифестацией
божественной природы их спасителя с помощью рас-
сказов не менее фантастических, чем те, которые
содержались в многочисленных произведениях лите-
ратуры I—II вв., посвященных чудесным знамениям,
предсказателям, колдунам, таинственным превраще-