Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Алонрнфы дрпниж жристиан
91
шествующим раэбором текста, в нем прослеживается
древняя традиция, во многом общая с традицией,
лежащей в основе канонических евангелий, а также
иудео-христианских писаний. Поэтому представляется
наиболее вероятным, что дошедший до нас отрывок
был частью переработанного иудео-христианского
евангелия 21, возможно так же называвшегося Еван-
гелием от Петра,— естественно, что имя апостола,
призванного проповедовать среди иудеев, должно
было освятить именно иудео-христианскую версию
проповеди, смерти и воскресения Иисуса. Этот первый
вариант евангелия, по всей вероятности, имел в виду
Феодорит.
Евангелие от Петра было достаточно хорошо
известно христианским писателям II в. Его знал
Юстин: описывая издевательства над Иисусом, он
говорит о том, что Иисуса посадили на судейское
место (бему), причем фразеологически этот отрывок
перекликается с соответствующим отрывком из Еван-
гелия от Петра (Apologia. I. 35). Юстин не ссылает-
ся на евангелие, но говорит о «воспоминаниях апо-
столов», такое название больше всего подходит к
Евангелию от Петра, поскольку оно написано от
первого лица.
Можно думать, что традицию, восходящую к
Евангелию от Петра, знал яростный критик христиан-
ства Цельс. Согласно Оригену, полемизировавшему
с ним, у Цельса было сказано, что, по словам христи-
ан, «иудеи, казнив Иисуса и напоив его желчью
(курсив наш.— Сост.), навлекли на себя гнев бо-
i 22 -г
жии» . Такая трактовка отсутствует в канонических
евангелиях, только у Матфея говорится, что Иисусу
дали выпить уксус, смешанный с желчью (27.34),
в остальных трех евангелиях Иисусу дают уксус
(Ин. 19.29; Лк. 23.16; Мк. 15.30. Ср.: Мф. 27.48. где
речь также идет только об уксусе). У Петра желчь
поставлена на первое место: именно дав Иисусу желчь
с уксусом, «они» довершили свои грехи (слово
«желчь» по-гречески обозначает и отраву). Таким
образом, версия Петра была столь популярна среди
христиан, что попала и в сочинение их противника.
Все эти косвенные данные позволяют думать, что
первоначальный вариант евангелия был создан при-