Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
90
мессией; сотрудничество их с повстанцами вряд ли
могло продолжаться долго ,9.
После трагического исхода II иудейского восста-
ния, когда на месте Иерусалима была основана римская
колония Элия Капиталина, а император Адриан
(117—138 гг.) запретил иудеям исполнять свои обряды
по всей империи, отмежевание от иудейства стало
для христиан проблемой их выживания. Возможно,
именно после разгрома восстания Бар-Кохбы в Первом
послании к Фессалоникийцам появилась фраза, содер-
жащая резкое осуждение иудеев, «которые убили и
Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу
не угождают, и всем человекам противятся» (2.15). Эта
фраза не вяжется с общим контекстом тех посланий
Павла, которые считаются подлинными; хотя Павел
выступал против соблюдения требования Закона, он
призывал верующих быть истинными иудеями, т. е.
иудеями по духу, как об этом прямо сказано в Послании
к Римлянам: «Но тот иудей, кто внутренне таков, и то
обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве...»
(2.28—29). Проклятия в адрес иудеев из Первого
послания к Фессалоникийцам, по-видимому, не были
известны Маркиону, обрабатывавшему послания Павла
и занимавшему резко антииудейскую позицию. В даль-
нейшем это резко отрицательное отношение к иудеям
вообще стало свойственно большинству произведений
раннехристианской литературы. Так, Иероним, ком-
ментируя библейские пророчества, связывал многие из
них с разгромом восстания Бар-Кохбы (в одном из
комментариев Иерусалим был назван «кровавым
городом» и «городом неправедности») 20. Однако Еван-
гелие от Петра от этих высказываний отличает осуж-
дение лишь верхушки иудеев — Ирода Антипы, жрецов,
книжников, старейшин. Они объединены вместе с
римскими воинами в одну группу виновников распятия.
В этой связи встает вопрос: в какой среде и когда
могло быть создано Евангелие от Петра? Автор до-
шедшего до нас рассказа не был иудеем: на это ука-
зывают слова о том, что «закон предписывает им»
(т. е. иудеям), а также его стремление доказать сверхъ-
естественность Иисуса не ссылками на пророчества, а
рассказами о чудесах, явленных перед свидетелями.
В то же время, как мы старались показать всем пред-