Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Ниу>1но-атеис1и>1сс1\ля 8
библиотека
Иисуса означало проповедь, раскрывающую смысл
повой веры. В посланиях Павла, в частности в Посла-
нии к Галатам, автор выступает против тех проповед-
ников, которые, с его точки зрения, искажают смысл
«благой вести» об Иисусе. Он предает анафеме тех,
кто благовествует (в греческом тексте употреблен
глагол «евангелидзо») «не то, что мы благовествова-
ли вам», и добавляет: «Евангелие, которое я благо-
вествовал, не есть человеческое» (1.8, 11). Во Вто-
ром послании к Коринфянам имеется сходное слово-
употребление: «Ибо, если бы кто, пришел, начал
проповедывать другого Иисуса, которого мы не про-
поведывали... или иное благовестие (евангелие.—
Сост.), которого мы не принимали,— то вы были бы
очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у
меня ни в чем нет недостатка против высших А Апо-
столов» (11.4, 5). В Послании к Римлянам сказано:
«В день, когда, по благовествованию моему, Бог бу-
дет судить тайные дела человеков...» (2.16). Из при-
веденных отрывков ясно видно, что для автора еван-
гелие ни в коей мере не было писанием. Само слово
«евангелие» в языческом окружении христиан было
связано с культом императора: в надписях, прослав-
лявших Августа (27 г. до н. э.— 14 г. и. э.), день его
рождения был назван началом «многих благовестий» 5.
Восприняв подобную терминологию, христиане прида-
вали ей принципиально иной смысл: не «благовестия»
о вполне земных делах императора, а единственная
«благая весть» об Иисусе — спасителе и мессии —
стала содержанием христианской проповеди.
Проповедники выступали прежде всего в синаго-
гах, существовавших в городах восточных провинций,
а также в частных домах, под открытым небом, в
опустевших ремесленных мастерских. Такая картина
вырисовывается из «Деяний апостолов» и некоторых
других произведений, в том числе и антихристиан-
ских 6. В произведении «Дидахе» (Учение двена-
дцати апостолов), созданном, по всей вероятности, в
начале II в., говорится о странствующих апостолах:
«Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет при-
нят как Господь. Пусть он не остается больше одного
дня; а если будет надобность, то и другой (день);
но если он пробудет три, то он лжепророк... Уходя