Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апонрнфы древних христиан
87
о явлении воскресшего Иисуса его ученикам (или
только одному Петру). Явление на Тибериадском
море (озере) описано в Евангелии от Иоанна (21.1),
но там оно не первое. У Луки подробно описывается
явление Иисуса ученикам по дороге в селение Эммаус
(24.13—15; ср.: Мк.16.12), но, когда эти ученики вер-
нулись и рассказали остальным, те в свою очередь
сказали, что «Господь истинно воскрес и явился Си-
мону» (24.34). Создается впечатление, что в этом
случае в Евангелии от Луки, как и в описании суда над
Иисусом, произошло объединение традиции, восходя-
щей к самому раннему из синоптических евангелий
(от Марка), и традиции, которая использовалась в
Евангелии от Петра.
Итак, анализ содержания дошедшего фрагмента
Евангелия от Петра указывает на то, что в основе
его лежала древняя христианская традиция, исполь-
зованная и в Новом завете; однако можно говорить
и о существовании особой традиции, которая была
связана именно с апостолом Петром и которая в
канонических писаниях отражена только в отдельных
упоминаниях. Автор Евангелия от Петра мог быть
знаком с новозаветными писаниями, но мог поль-
зоваться и какими-то другими источниками, какими
пользовался и автор неизвестного евангелия, до-
шедшего во фрагментах на папирусе (см. выше).
Однако эта древняя традиция была переработана
в Евангелии от Петра в определенных вероучитель-
ных целях.
Если не пытаться разбивать дошедший до нас
отрывок на составные части и не выяснять, какая
фраза отражает какую традицию, то он производит
впечатление цельного рассказа, развивающего две
основные темы — тему манифестации чуда, манифе-
стации божественности Христа, и тему вины тех,
кто отдал его на мучения и не признал его, невзи-
рая на эту манифестацию. В сохранившемся тексте
нет темы спасения и искупления, столь важных в
других христианских книгах; нет здесь и ссылок на
пророчества, которые исполняются в судьбе Иисуса;
единственная ветхозаветная ссылка, и то не вполне
точная, относится к предписанию иудейского закона,
который должны соблюдать иудеи. Божественность