Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научао-атевстачесвая
бнбаяотева
86
Совсем фантастично в Евангелии от Петра
выглядит описание воскресения Иисуса. В новозавет-
ных евангелиях сам момент воскресения совершается
втайне: ученики видят пустую могилу, ангелов (ан-
гела), возвещающих о воскресении, а затем им яв-
ляется уже воскресший Иисус. У Петра описаны все
детали воскресения, и происходит оно на глазах
многих свидетелей: сначала небеса раскрылись, и
оттуда спустились два ангела (мужа), которые
вошли в гробницу и вывели оттуда третьего, но не
в прежнем, человеческом, а в фантастическом облике
(голова его была «выше неба»). За ними шествует
крест, причем с креста раздается ответ на вопрос,
прозвучавший с неба: «Проповедовал ли Ты усоп-
шим?» Описание воскресения не имеет параллелей
в других известных нам евангелиях (не исключено,
что какой-либо подобный рассказ входил и в дру-
гие не дошедшие до нас апокрифы). Но сама идея
воскресения тела в преображенном виде не была
чужда христианским группам. В Апокалипсисе
Иоанна, наиболее близком к иудео-христианству
произведении Нового завета, Христос также имеет
фантастический облик. Он предстает в виде агнца
«как бы закланного, имеющего семь рогов и семь
очей» (5.6), которые символизировали семь духов
божиих, т. е. воскресший Христос мог являться уже в
любом виде, который не столько раскрывал, сколько
намекал на истинную, непостижимую сущность его.
В гностическом Евангелии от Филиппа телесное
воскресение трактуется особым образом: «Ни плоть,
ни кровь не могут наследовать царства божия».
Согласно этому речению, плоть Иисуса — Логос,
а его кровь —Дух святой (23).
Все описание воскресения Иисуса близко к
апокалиптической литературе. Живой крест в этом
рассказе — не просто фантастическая деталь. Крест
сопровождает Иисуса на небо и в Апокалипсисе
Петра, приобретая тем самым смысл сакрального
символа . Позорное орудие казни, столь часто упо-
треблявшееся в реальной действительности, тоже
преображается, становится «древом» жизни веч-
ной |6.
В самом конце фрагмента начинается рассказ