Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
бнбаиотена
82
Петра, с нашей точки зрения, отражает достаточно
рано возникшую традицию.
В описании мучений, которым подвергли Иисуса
после осуждения, имеются отдельные детали, которые
расходятся с новозаветными рассказами, хотя в
целом автор апокрифа следует обшей с ними линии
повествования. Расхождение заключается в том,
например, что в Евангелии от Петра Иисуса сажают
на судейское место и обращаются к нему со словами:
«Суди праведно, царь Израильский»; в новозаветных
евангелиях Иисуса приветствуют как царя иудей-
ского, но о том, что Иисуса посадили на судейское
место, не указано (у Иоанна также употребляется
слово $т\\1а — судейское место, но на него садится
Пилат, а не Иисус.— 19.13). Деталь эта важна для
нас, потому что ее упоминает Юстин в своей «Аполо-
гии» (1.35). Фразеология Юстина близка к фразеоло-
гии апокрифа: по-видимому, он знал и почитал Еван-
гелие от Петра.
В новозаветных евангелиях над Иисусом глу-
мятся воины, в то время как у Петра это делают
неопределенные «они», под которыми, судя по контек-
сту, подразумеваются и иудеи-враги Иисуса, и рим-
ские воины. Стилистика евангелия такова, что автор
не разделяет иудеев и римлян: только из их действий
можно определить, о ком, собственно, идет речь —
приказали не перебивать голеней разбойнику, есте-
ственно, начальники римской стражи, напоили Иисуса
уксусом с желчью также стражники; «они», которые
беспокоились, не наступил ли день субботний, «они»,
побежавшие к Пилату,— иудеи.
В то же время при этом обобщенном образе
«они — враги» в Евангелии от Петра ясно видно
противопоставление народа и верхушки иудеев —
старейшины, жрецы, книжники, фарисеи выведе-
ны как главные противники Иисуса. Иногда они
названы общим термином «иудеи», однако из кон-
текста явствует, что «иудеи» — это не весь народ
(он обозначен греческим словом Хаос,), а собира-
тельное название для иудейских врагов Иисуса
(см., например: 12.50). После смерти Иисуса народ
начинает роптать и бить себя в грудь, уверовав в
праведность казненного. Старейшины, книжники и