Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних жристини
81
вителю (тетрарху) Галилеи Ироду Антипе. Ирод
подверг Иисуса допросу, но тот хранил молчание.
Тогда «...Ирод со своими воинами, уничижив Его и
насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду
и отослал обратно к Пилату> (Лк. 23.11). Затем сле-
дует соответствующий другим каноническим еванге-
лиям рассказ о том, как Пилат хотел отпустить
Иисуса (у Луки в уста Пилата вложена фраза о
том, что и Ирод не нашел его «достойным» смерти),
но народ потребовал его казни. Создается впечат-
ление, что у Луки произошло дублирование эпизо-
дов суда и объединение разных традиций — той,
которая отражена в других новозаветных еванге-
лиях, и той, которая нашла отражение в Евангелии
от Петра, а также в упоминании Ирода среди судей
в «Деяниях апостолов».
Насколько появление Ирода в числе судей
связано с реальной исторической ситуацией казни
проповедника Иисуса, сказать сейчас трудно; привле-
чение Ирода к суду Пилатом, который, возможно,
не хотел ввязываться в очередной религиозный кон-
фликт, кажется вероятным, поскольку Иисус происхо-
дил из области, находившейся под управлением Иро-
да. Еще более вероятным представляется, что об
участии Ирода в осуждении Иисуса говорилось уже
в ранней иудео-христианской традиции. Его отец —
царь Ирод вызвал острую ненависть многих слоев
иудейского общества своей проримской политикой,
жестокими преследованиями всех недовольных. Не-
нависть к Ироду разделяли и первые христиане;
ее отражением явилось новозаветное предание о
том, что Ирод приказал перебить всех младенцев
мужского пола, узнав, что в Вифлееме родился
будущий царь иудейский. Его сын также обрисован
в Новом завете черными красками: Ирод Антипа
приказал бросить в темницу Иоанна Крестителя |0,
но из страха перед народом не решался казнить его.
Тогда на пиру дочь его жены (и сестры) Иродиады
попросила у Ирода голову Иоанна — и тетрарх при-
казал казнить его (Мф. 14.3—11). Таким образом,
виновность Ирода, казнившего Иоанна Предтечу, в
гибели Иисуса должна была казаться первым христиа-
нам очевидной; рассказ об Ироде в Евангелии от