Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научяо-атеистическая
библиотека
86
секты докетов, чье учение было распространено в
Сирии во II в. Название этой секты происходит
от греческого слова бокёш — казаться; согласно до-
кетам, пребывание Христа на земле было лишь кажу-
щимся, нереальным, они отрицали человеческую
природу Иисуса.
Однако христианские писатели связывали Еван-
гелие от Петра не только с докетами, но и с иудео-
христианами. Так, Феодорит (IV—V вв.) писал:
«Назореи являются иудеями, чтящими Христа как
справедливого человека и пользующимися так на-
зываемым Евангелием от Петра» 8. Версия Феодо-
рита противоречит учению докетов и отражает одно из
самых ранних иудео-христианских представлений о
Христе, о котором говорилось выше. Может ли ана-
лиз содержания дошедшего до нас фрагмента объяс-
нить эти противоречивые сведения христианских
писателей? В известной мере может, но, к сожале-
нию, отрывок невелик и не дает полного представ-
ления о содержании всего евангелия.
Судя по замечанию Оригена, в Евангелии от
Петра описывалось рождение Иисуса, поскольку
в нем речь шла о сыновьях Иосифа от первого бра-
ка. Проповедь Иисуса не дошла совсем, но, если
верить словам Серапиона, в ней многое совпадало
с писаниями, принятыми ортодоксальными епископа-
ми. В сохранившемся отрывке описывается суд над
Иисусом, его казнь, воскресение и поведение учени-
ков, иудейских старейшин, Пилата, народа. Омове-
ние рук Пилатом, глумление над Иисусом перед
казнью, обращение к нему как царю, распятие между
двумя разбойниками, деление одежд по жребию —
все эти детали можно найти и в канонических еван-
гелиях. Иначе, чем там, у Петра описан суд над
Иисусом: он происходит не перед народом, а, ве-
роятно, в претории (или во дворце Ирода). Главную
роль в осуждении Иисуса играет Ирод Антипа9.
О том, что версия об участии Ирода в суде над
Иисусом была распространена в христианской тра-
диции, свидетельствуют слова из «Деяний апостолов»
(4.27). В Евангелии от Луки есть рассказ о том,
как Пилат, узнав, что Иисус — галилеянин, отправил
его к находившемуся в то время в Иерусалиме пра-