Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы дрсвииж христиан
79
валась в основном апологетическая традиция 5, смяг-
чались противоречия между Павлом и Петром.
Почитание, которым пользовался Петр в среде
первых последователей христианства, естественно,
должно было привести к появлению книг, передаю-
щих традицию, связанную с его именем. Между тем
в Новый завет включены только два послания, ав-
торство которых приписано Петру и в которых не
содержится рассказов о его участии в проповеди
учения Иисуса. По христианским преданиям, еванге-
лист Марк являлся учеником Петра. Тем самым пред-
полагается, что Марк передал рассказы Петра.
Но для такой фигуры, как Петр, этого явно недо-
статочно. И действительно, еще до находок в Египте
было известно о существовании не признанных цер-
ковью книг, написанных непосредственно от имени
апостола Петра.
Упоминания Евангелия от Петра имеются у
Оригена 6 и в «Церковной истории» Евсевия Кесарий-
ского. Ориген, обсуждая проблему упомянутых в
евангелиях братьев Иисуса (Мк. 6.3; Мф. 13.55),
говорит, что представление об этих братьях как о
сыновьях Иосифа от первой жены восходит к еванге-
лию, написанному от Петра, и Книге Иакова 7. Ори-
ген поддерживает эту версию, не отвергая тем самым
и Евангелие от Петра. Более подробно об этом еванге-
лии рассказывает Евсевий. Он говорит о Серапионе
(ок. 200 г.), епископе в Рососе (Киликия), который
руководил также христианскими общинами Сирии. Сог-
ласно Евсевию, Серапион обнаружил, что его паства
пользуется Евангелием от Петра. Сначала он это раз-
решил, но затем, ознакомившись с содержанием,
направил верующим по поводу этого евангелия спе-
циальное послание. Серапион указал, что этим еван-
гелием пользовались докеты, «преемники тех, от кого
оно ведет начало». Далее епископ пишет, что многое
в нем «согласно с истинным учением Спасителя, не-
которые же заповеди прибавлены, что мы и отмечаем
для вас» (НЕ.VI. 12). Еще в двух местах «Церковной
истории» Евсевий упоминает Евангелие от Петра
в числе подложных писаний (III.3,25).
Итак, согласно этой версии, Евангелие от
Петра было создано какими-то предшественниками