Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
7
тианским группам, среди которых они почитались
(хотя, возможно, в их подлинных названиях также
стояло имя какого-либо апостола), например Еван-
гелие евреев, Евангелие египтян. Епископ Лугудуна
(совр. Лион) Ириней (1-я пол. II—нач. III в.)
в своем сочинении «Против ересей» с возмущением
пишет, что последователи Валентина (крупнейший
представитель религиозно-философского течения в
христианстве — гностицизма) «дошли до такой сте-
пени дерзости, что свое недавнее сочинение назвали
Евангелием Истины» (III.11) 3.
Кроме евангелий в произведениях христианских
писателей упоминаются и другие, не вошедшие в
Новый завет книги, которые почитались разными
христианскими группами как источники вероучения:
Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, деяния
некоторых апостолов (Павла, Филиппа, Андрея),
послания, «Пастырь» Гермы и др. Археологические
раскопки конца XIX — начала XX в. открыли фраг-
менты и целые сочинения, не признанные церковью.
Самым крупным среди этих открытий была библиотека
христиан-гностиков из Наг-Хаммади (Египет). Для
того чтобы понять длительный и сложный процесс
разделения священных книг христиан на признанные
и непризнанные (канонические и апокрифические),
нужно прежде всего представить себе особенности
формирования раннехристианской литературы в це-
лом.
Первые христианские проповедники меньше
всего думали о записи своего учения. Можно ска-
зать, что и учение в точном смысле слова до конца
I в. еще не сложилось. Странствующие пророки пе-
редавали то, что было известно им о спасителе, рас-
пятом в Иудее во время правления императора Ти-
берия (14—37), помазаннике божием Иисусе Христе,
в воскресение которого они уверовали. Христианские
проповедники использовали в качестве образца бы-
товавшие в иудейской среде притчи, поучения, рас-
сказы об отдельных эпизодах из жизни знаменитых
учителей (рабби). Так создавалась устная христиан-
ская традиция.
Само слово «евангелие» (греч. «благая весть»)
первоначально в представлениях последователей