Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистичесшаа
библиотека
78
рости написал вам. Как он говорит об этом и во
всех посланиях, в которых есть нечто неудобовра-
зумительное, что невежды и неутвержденные, к соб-
ственной своей погибели, превращают, как и прочие
Писания» (2 Петр. 3.15—16). Итак, с одной сторо-
ны, Павел — «возлюбленный брат», а с другой —
в его посланиях есть нечто «неудобовразумитель-
ное», что дает основания превратно толковать хри-
стианское учение. Сущность этих расхождений из
Второго послания Петра неясна, но вполне возмож-
но, что она касалась отношения к иудаизму (иудео-
христиане, как указывалось, не признавали Пав-
ла).
Снижен образ Петра и в Евангелии от Фомы
из Наг-Хаммади, в котором, естественно, самым
близким учеником является Фома. Так, согласно
этому евангелию, Иисус спросил учеников, кому
он подобен. В ответ Петр сравнивает его с ангелом,
Матфей — с философом , и только Фома говорит:
«Мои уста никак не примут сказать, на кого Ты
похож» (14). Интересно, что в Евангелии от Матфея
на аналогичный вопрос именно Петр отвечает: «Ты,
Христос, Сын Бога живого» (16.15—16); в Евангелии
же Фомы Петр не понимает истинной природы Иисуса.
Там же Петр требует, чтобы Мария Магдалина поки-
нула их: «Ибо женщины недостойны жизни» (118);
в ответ на это Иисус произносит слова о том, что
Мария станет духом живым, подобно мужчинам:
«Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной,
войдет в царствие небесное». Эта сентенция отра-
жает чисто гностическое представление о преодолении
и соединении противоположностей в «царствии Отца»,
однако вряд ли случайно, что требование изгнать
Марию, обличающее непонимание сущности гно-
сиса, вложено в уста Петра. Против Марии Магда-
лины Петр выступает и в Евангелии Марии из Наг-
Хаммади: гностики, по-видимому, не признавали тра-
диции, возвеличивающей его роль в распростране-
нии христианства.
Однако в результате деятельности проповедни-
ков римской общины в более поздней апокрифи-
ческой литературе — в «Деяниях Петра», в легендах,
связанных с пребыванием Петра в Риме,— разви-