Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Амнрафы дре|
77
Однако можно проследить и иное отношение
к образу Петра. В новозаветных евангелиях содер-
жится рассказ о том, как Петр трижды отрекся от
своего учителя после ареста последнего. Согласно
этому рассказу, Петр пошел за Иисусом и находился
во дворе во время допроса. Одна из служанок узнала
в нем спутника Иисуса, но Петр заявил, что не знает,
о ком та говорит. Другие, находившиеся там же, по
акценту признали в нем жителя Галилеи, но и тогда
Петр отрекся от Иисуса (Мк. 14.15; Мф. 26.69—74).
Описание этого эпизода изобилует реалистическими
деталями: Петр, греющийся у костра во дворе, люди,
узнавшие галилейское произношение, страх и раская-
ние Петра. Правда, в Евангелии от Иоанна, в кото-
ром гораздо больше, чем в остальных евангелиях
Нового завета, придается значения сакральному
смыслу событий, это тройное отречение как бы сни-
мается тройным вопросом воскресшего Иисуса к
Петру: «Любишь ли ты меня?» — и тройным «да»
Петра (21.15—17). И все-таки Петр оказывается
единственным учеником Иисуса, отрекшимся от
учителя (в Евангелии от Иоанна вместе с Петром
во двор к первосвященнику идет и другой ученик, но
о его поведении ничего не рассказывается).
Сложно отношение к Петру апостола Павла.
Павел признавал особую роль Петра, но находился
в оппозиции к нему и явно старался уменьшить его
почитание. В Послании к Галатам Павел прямо
пишет, что противостоял Петру, который «подвергся
нареканию»; Павел обвиняет Петра в лицемерии,
ибо тот ел и пил вместе с язычниками, а когда прибы-
ли некоторые христиане от Иакова (из Иеруса-
лима), «стал таиться и устраняться, опасаясь обре-
занных».
Косвенно конфликт между сторонниками Петра
и Павла отразился в каноническом Втором посла-
нии Петра. Оно написано относительно поздно —
не раньше начала II в., так как в нем видно знаком-
ство с евангелиями и содержится прямая ссылка на
послания Павла. Упоминание Павла появляется в
контексте несколько неожиданно: «И долготерпение
Господа нашего почитайте спасением, как и возлюб-
ленный брат наш Павел, по данной ему премуд-