Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атсистячесаая
библиотека
76
«...ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь
Мою, и врата ада не одолеют ее; И дам тебе ключи
Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то
будет связано на небесах; и что разрешишь на земле,
то будет разрешено на небесах» (16.18—19). Фразы
этой нет в других евангелиях 2, да и в Евангелии от
Матфея она выступает из контекста; следующий
стих (20): «Тогда (Иисус) запретил ученикам своим,
чтобы никому не сказывали, что он есть Иисус Хрис-
стос» —должен примыкать скорее к стиху 16 или 17,
чем к 19-му. Поэтому не исключено, что сентенция
о Петре вошла в текст Евангелия от Матфея при
очередной переписке его во II в. и явилась отзвуком
борьбы вокруг приоритета традиции (устной и пись-
менной), связанной с именем Петра и служившей
основой для притязаний на главенство руководите-
лей римской христианской общины, основателем
которой по легенде считался Петр3. Однако и в
Евангелии от Иоанна, в котором в качестве «люби-
мого ученика» представлен сам Иоанн, сохранена
традиция особого положения Петра. Так, Иисус,
явившийся ученикам после воскресения, трижды го-
ворит именно Петру: «...паси овец моих» (21.15—17).
В «Деяниях апостолов» Петр наряду с Иаковом,
братом Иисуса, выступает как глава иерусалимской
христианской общины; в этом произведении расска-
зывается о проповедях Петра и о многих чудесах,
совершенных Петром (в том числе и о воскрешении
умершей девушки — мотив заимствованный из рас-
сказов о чудесах, совершенных Иисусом).
Отражение устной традиции можно увидеть в
упоминаниях о том, что Иисус после воскресения
первым явился Петру: «...Господь истинно воскрес и
явился Симону» (Лк. 24.34); «И что явился Кифе,
потом двенадцати» (1 Кор. 15.5).
Особое положение Петра в иерусалимской об-
щине создало представление о том, что он был при-
зван проповедовать христианство среди иудеев. На
этом настаивает Павел в Послании к Галатам: «Ибо
содействовавший Петру в апостольстве у обрезан-
ных, содействовал и мне у язычников». Итак, Петр
вырисовывается одним из самых почитаемых среди
ранних христиан апостолов.