Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научво-ятенстяческм
библютема
70
возврати мне здоровье, чтобы я не просил с позором
милостыни (Иероним. Com. in Matth. 12.13).
Папий рассказывает также историю о женщине,
которую за многие преступления обвинили перед Гос-
подом, о чем написано и в Евангелии евреев (Евсевий.
НЕ. 111.39) 30.
В евангелии, написанном еврейскими письмена-
ми, сказано, что не завеса храма разорвалась31, но
архитрав огромного размера обрушился (Иероним.
Com. in Matth. 27.51).
В евангелии, которым пользуются назареи, вме-
сто «сына Варрахии» написано «сына Иойады» 32
(Filii Jojadae.— Ibid. 23.35).
«Варрава» объясняется в евангелии, называемом
«От евреев», как «сын их учителя»33 (Ibid. 27.16).
Я избрал тех, кто наиболее достоин, наиболее
достойны те, кого Отец мой на небесах дал мне34
(Епифаний. Com. in Matth. 10.3—8).
Комментарии
Иудео-христианские евангелия
1 По-видимому, евангелие было написано от имени кого-
либо из учеников Иисуса (или, может быть, от имени двенадцати:
известны упоминания Евангелия двенадцати апостолов).
2 Капернаум — небольшой город у озера Галилейского;
в новозаветном Евангелии от Марка также говорится, что первая
проповедь Иисуса произошла в Капернауме (Мк. 1.21).
3 О посещении Иисусом дома Симона (Петра) говорится в
евангелиях от Марка (1.29) и Луки (4.38), но в этих евангелиях
в доме Симона происходит исцеление его тещи, а не избрание
учеников. Возможно, эпизод с излечением тещи у эбионитов сов-
сем отсутствовал, так как они проповедовали аскетизм и не
признавали, что почитаемый ими апостол Петр был женат.
4 В данном случае имеется в виду Иаков, брат Иоанна,
а не брат Иисуса; Иаков Зёведеев упоминается в новозаветных
евангелиях (Мк. 1.19; Мф. 4.20). Оба они были рыбаками.
5 Зелоты — радикальная религиозно-политическая группи-
ровка в Иудее, выступавшая против римского владычества, их
основателем был Иуда Галилеянин (I в. и. э.); зелоты были
активными участниками I иудейского восстания против Рима.
6 Двенадцать — священное число у иудеев, соответствую-
щее двенадцати коленам (племенам) израилевым, которые рас-
селились, согласно Библии, по Палестине.
7 Характерно, что в этом евангелии проповедь должна быть
обращена только к Израилю, т. е. только к иудеям, а не к языч-
никам.