Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы дрскннж Ермстивн
а
эбионитов и назореев (вряд ли арабский автор стал
защищать еврейский язык). Возможно, к одному из
иудео-христианских евангелий восходит арабский
текст евангелия, переведенный затем на итальянский.
Этому евангелию посвятил специальное исследование
английский философ конца XVII — начала XVIII в.
Д. Толанд . Толанд считал, что это Евангелие
Варнавы. С. Пинес не исключает того, что в основе
этого текста лежало какое-то евангелие, так или
иначе связанное с эбионитами 26.
Несколько особняком среди свидетельств об уче-
нии эбионитов стоят слова Епифания о том, что они
(эбиониты) отрицают, что он (Христос) — человек.
В том же сочинении Епифаний пишет, что они счи-
тают Христа архангелом, правившим всеми ангелами,
а не порождением Отца. Возможно, здесь отражено
какое-то еретическое учение, близкое иудео-христиан-
ству, в котором Христос отделялся от Иисуса, как
это делал проповедник Керинф, считавший (согласно
Иринею), что на Иисуса при крещении сошел Хри-
стос, а при распятии покинул его (это учение ха-
рактеризуется Иринеем сразу перед рассказом об
эбионитах). При оценке этого свидетельства следует
также иметь в виду, что ко времени Епифания су-
ществовало множество самых различных неортодок-
сальных христианских групп, которые, пользуясь
одними и теми же понятиями (истина, свет, Христос,
покой и т. д.), по-разному их переосмысливали, и их
представления не всегда можно четко разграничить
друг от друга (тем более что Епифаний ставил своей
целью опровержение ересей, а не их исследование).
Запрещение победившей церковью писаний
иудео-христиан не может вызвать удивления. Не
только евангелие эбионитов, неприемлемое для орто-
доксов своей трактовкой образа Иисуса, но и Еванге-
лие евреев с его резкими выпадами против богатых,
ожиданием скорейшего конца света не могло быть
принято епископами, составлявшими окончательные
списки священных книг. Но взгляды, отраженные в
запрещенных евангелиях, были когда-то свойственны
всем первым почитателям мессии Иисуса. Именно
эти взгляды находились у истоков христианской
мировой религии.
3