Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
64
Христианские апологеты начали активно высту-
пать против иудео-христиан, прежде всего против
эбионитов, с конца II в., после того, как сложилось
учение о непорочном зачатии и произошел разрыв
с иудаизмом. Однако эти группы продолжали су-
ществовать и оказывать влияние на различные те-
чения внутри христианства. Малоазийские христиа-
не, например, следуя иудео-христианской традиции,
еще в конце II в. продолжали праздновать пасху
по иудейскому лунному календарю 14 нисана (в то
время как в Риме пасха праздновалась в первое
воскресение после первого полнолуния после весенне-
го равноденствия). Попытки осудить их за этот обы-
чай, предпринятые римским епископом Виктором,
не увенчались успехом. Вплоть до начала V в. писа-
ния эбионитов почитались христианами Сирии. Эбио-
ниты не могли принять ортодоксального догмата о
троице; их учение оказало влияние на проповедь си-
рийского епископа Павла из Самосаты, чьи взгляды
на человеческую природу Иисуса существенно отли-
чались от принятых церковью. Последователем Павла
был Арий (конец III — начало IV в.), выступивший
против догмата о триединстве бога. Он утверждал,
что Христос не извечен, а сотворен (ср. слова Евсе-
вия об эбионитах, отрицавших предвечное существо-
вание Христа).
Известия об иудео-христианах на Востоке со-
хранились и в средневековых текстах. Интересные
свидетельства о длительном существовании иудео-
христиан в Сирии обнаружены в средневековом
мусульманском трактате, направленном против хри-
стиан 24. Анализ этой рукописи показал, что автор
трактата пользовался иудео-христианскими источни-
ками, стремясь доказать, что Иисус не был сыном
божиим и даже что был распят не он, а человек,
выданный Иудой вместо него. В трактате содержится
много цитат и пересказов отдельных эпизодов из
канона и апокрифов, включая переведенные с сирий-
ского; из него явствует, что первое евангелие было
написано на еврейском языке; затем «истинное»
христианство было заменено греческим. В трактате
содержится осуждение отказа христиан от еврейского
(арамейского?) языка, что явно отражает позицию