Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древннж христиан
«I
чала сбросили с крыши, а потом забросали камнями.
Интересно отметить, что казнь Иакова произошла
после того, как арестованного в Палестине Павла
не предали наказанию на месте, а отослали для суда
в Рим 20: по словам Евсевия, иудеи рассердились и
сорвали свой гнев на Иакове. Вероятно, в первона-
чальной версии предания о гибели Иакова она была
спровоцирована поведением ненавистного эбионитам
Павла — отступника от иудейского Закона.
Среди имен апостолов, названных во фрагментах
апокрифов, обращает на себя внимание имя Иоанна,
названного первым среди призванных Иисусом учени-
ков (согласно канону, первыми были призваны Петр
и Андрей — или Андрей и Петр) 21. С именем Иоанна
в Новом завете связано евангелие, три послания и
Апокалипсис — одно из самых ранних новозаветных
сочинений, резко отличающееся от четвертого еван-
гелия. Для автора Апокалипсиса христиане — «сыны
израилевы» (2: 14). Иоанн наряду с Петром и Иако-
вом считался одним из руководителей иерусалимской
христианской общины. Таким образом, почитание
Иоанна, во всяком случае указание его имени на
первом месте среди призванных апостолов, не про-
тиворечит тому, что мы знаем об эбионитах и других
иудео-христианских группах («евреях»).
Язык и стилистические особенности апокрифиче-
ских евангелий похожи на язык и стиль евангелий
Нового завета, в частности начало фраз с союза «и»
(кш) и употребление в начале фраз частицы «же»
(бе) — типа «Он же сказал». Повторение это созда-
вало своеобразную ритмичность, выделяя новые пред-
ложения, что особенно было заметно при чтении
вслух.
Наиболее близким к новозаветным евангелиям
было Евангелие евреев, которое еще во времена
Евсевия и Иеронима почиталось «некоторыми» под-
линным. Между этим евангелием и Евангелием от
Матфея встречаются дословные совпадения, напри-
мер в разговоре Иисуса с богачом, в описании кре-
щения. В иудео-христианских писаниях были те же са-
мые эпизоды, что и в каноне (например, эпизод с гре-
шницей, подробности которого, к сожалению, неиз-
вестны). Следует отметить, что одни и те же речения