Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
60
Среди апостолов, почитавшихся иудео-христиан-
скими группами, насколько можно судить по псевдо-
Климентинам и сохранившимся отрывкам евангелий,
особое место занимали Иаков Праведный и Петр.
Новозаветная традиция связывает деятельность этих
апостолов с иерусалимской христианской общиной,
руководителями которой, согласно «Деяниям апосто-
лов» и посланиям Павла, они были. Об образе Петра
в христианских писаниях будет сказано ниже, в связи
с разбором апокрифического евангелия, написанного
от его имени. Об Иакове известно из канонических
и апокрифических писаний, о нем подробно пишет
Евсевий Кесарийский, называя его (как и в Евангелии
евреев) Иаковом Праведным. За образом Иакова сто-
ит реальная историческая личность. Иосиф Флавий
в «Иудейских древностях» упоминает о казни в 62 г.
Иакова, «брата Иисуса, называемого |6 Христом»
(XX.9.1). Братом Иисуса называет его и Павел: «По-
том, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться
с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого
же из апостолов не видел никого, кроме Иакова,
брата Господня» (Галат. 1.18—19). Иаков назван
среди братьев Иисуса; перечисленных поименно в
евангелиях от Марка (6.3: «Не плотник ли он, сын
Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды 17 и Симона?»)
и от Матфея (13.55) 18. В Евангелии евреев Иакову
первому явился воскресший Иисус 19, обратившийся к
нему «брат мой».
Евсевий рассказывает об Иакове, используя
сведения Гегесиппа. Иаков у этих авторов — сын
Иосифа от первого брака. По словам Евсевия (НЕ.
11.23), Иаков не ел ничего мясного, не стриг волос,
не умащался елеем. Он носил льняные одежды, почти
все время проводил в храме, стоя на коленях и молясь
об отпущении грехов народу. Образ, созданный Ев-
севием — Гегесиппом, соответствует учению эбиони-
тов-назореев: строгий аскетизм, отказ от мясной пищк,
мольбы за иудейский народ — все это описание, не
имеющее аналогий в Новом завете, восходит к иудео-
христианской традиции или, точнее сказать, к тем
иудейским сектам, которые оказали наибольшее вли-
яние на палестинское христианство. Рассказывает
Евсевий и о мученической кончине Иакова: его сна-