Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
59
профессию, как и на продажу рыбы учеником, могли
показаться составителям (или переписчикам) канони-
ческих евангелий несущественной деталью...
Иначе, чем в каноне, в Евангелии евреев была
изложен притча о талантах. В Евангелии от Матфея
рассказывается, как некий господин, отправляясь в
чужую страну, дал трем своим рабам таланты сере-
бра (пять, три и один). Двое из рабов пустили серебро
в дело и вернули его господину с прибылью. Третий
же, боясь господина, закопал серебро в землю. Когда
господин вернулся, он обещал награду двум первым
рабам, а у третьего велел отнять талант, отдать пер-
вому рабу, а самого раба выбросить «во тьму внеш-
нюю» (25.14—30). В Евангелии евреев, согласно
данным Евсевия Кесарийского, также действовали гос-
подин и трое его слуг. Один из них умножил богат-
ство, другой спрятал серебро, а третий растратил все
данное ему с блудницами и флейтистками. Самому
суровому наказанию подвергается в этом варианте не
тот, кто спрятал деньги, а тот, кто их растратил в
мирских удовольствиях. Такой вариант притчи кажет-
ся внутренне более стройным, чем канонический, где
образ второго раба, также преумножившего серебро,
не несет никакой особой смысловой нагрузки, по су-
ществу противопоставляются только первый и третий
раб. В Евангелии евреев каждый раб поступал по-
своему и получал соответствующее воздаяние. Сог-
ласно этому варианту, самое страшное — погубить
свою душу в мирских утехах. Здесь отражено харак-
терное для первых христиан требование отречения от
мира. Речь в апокрифе идет о поведении людей, о
степени их «греховности»: человек, не преумноживший
достояния (данного ему богом), достоин все же мень-
шего наказания, чем растративший его. Любопытно
упоминание о флейтистках — оно связывает это еван-
гелие с папирусным фрагментом неизвестного еван-
гелия.
В Евангелии от Матфея притча о талантах —
это призыв к активной проповеди христианского уче-
ния, активного служения богу: все отказывающиеся
от такого служения понесут наказание. Вариант этой
притчи у Луки, хотя и с другими подробностями, имеет
тот же смысл.