Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
57
сразу же после крещения Иисус в пустыне преодолевает
искушение и затем уже начинает проповедь. В даль-
нейшем, в других канонических евангелиях (кроме
Евангелия от Марка) происходит переосмысление
этой древней традиции, божественное предназначение
Иисуса определялось его рождением, а не крещением.
В Евангелии от Иоанна, где Иисус с самого начала
провозглашается Словом (Логосом), нет описания
его крещения, хотя Иоанн Креститель действует.
Особенностью учения эбионнтов было резко отри-
цательное отношение к жертвоприношениям и пропо-
ведь аскетизма (в частности, отказ от мясной пищи).
Не все ранние христианские группы стояли на этих
позициях (ср.: в Евангелии от Марка Иисус говорит,
чтобы исцеленный им человек принес за очищение
свое «что повелел Моисей».— 1.44). Осуждение жерт-
воприношений встречается уже в Ветхом завете, в
частности в Книге пророка Исайи (тех частях, которые
были созданы после взятия Вавилона Киром и осво-
бождения иудеев.—1.11, 66.3), а также Псалмах н.
Характерно, что в новозаветном Послании к Евреям
в уста Иисуса вкладываются слова из Псалма (39.7—
9): «Жертвы и приношения ты не восхотел, но тело
уготовал мне...» Возможно, Христос произносил эти
слова в одном из иудео-христианских евангелий, отку-
да они и перешли в Послание к Евреям (в канони-
ческих евангелиях Иисус таких слов не произносит).
Аскетизм эбионитов восходил к кумранскому уче-
нию и к проповеди Иоанна Крестителя, ученики
которого в отличие от учеников Иисуса постились
(в Евангелии от Матфея последователи Иоанна упре-
кают Иисуса: «Почему мы и фарисеи постимся, а
твои ученики не постятся?».— 9.14); сам Иоанн, сог-
ласно иудео-христианской традиций, питался только
диким медом.
Насколько строгий аскетизм был свойственен
всем иудео-христианским группам, судить трудно, но
отрицательное отношение к богатству ясно выражено
в отрывке из Евангелия евреев, где приводится разго-
вор Иисуса с богатым человеком. Аналогичное место
есть и в Евангелии от Матфея; там Иисус говорит:
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай
имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокрови-