Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотг
56
вероучительную роль в апокрифе. Отсутствие это
вполне объяснимо: они противоречили учению о непо-
рочном зачатии.
Похожее описание крещения Иисуса содержится
в отрывке Евангелия евреев. Там не голос с неба, а
сам святой дух говорит Иисусу, что он ждал его из
всех пророков, «ибо Ты Мой покой, Мой сын перво-
родный и Ты будешь править вечно»; согласно теоло-
гической концепции этого евангелия, произошло пол-
ное соединение духа с Иисусом, который стал про-
роком из пророков, «сыном» духа святого |3. В арамей-
ском тексте «святой дух» мыслился как мать Иисуса:
по-арамейски «дух» (ruah) — женского рода (ср. фра-
зу, цитируемую Оригеном: «Мать моя, святой дух»).
Это выражало представление о новом — от духа —
рождении (у него была мать во плоти и мать в духе,
и именно Мать-дух родила его как Господа). Эта
концепция противоречила складывавшемуся ортодок-
сальному учению о боге-человеке; «мать-дух», вероят-
но, уже была опущена из грекоязычной устной пропо-
веди христиан, так как по-гречески «дух» — среднего
рода.
В Евангелии евреев святой дух не просто объяв-
ляет Иисуса своим сыном, но возвещает ему вечное
царствование. Здесь ярко выражены эсхатологические
чаяния первых христиан, их вера в установление цар-
ства божия на земле (слова о вечном царстве в ка-
нонических евангелиях отсутствуют). С этими же эс-
хатологическими настроениями связан и вариант мо-
литвы «Отче наш», приведенный в том же евангелии:
«Хлеб наш завтрашний (т. е. будущий) дай нам
днесь»*; молящиеся надеялись при своей жизни (днесь)
увидеть грядущее царство добра, справедливости и
изобилия.
Краткое изложение учения эбионитов и близких
им проповедников у Иринея соответствует сохранив-
шимся отрывкам из иудео-христианских евангелий.
По-видимому, в этом учении воплотилась самая ран-
няя традиция об Иисусе как о праведном человеке,
воспринявшем при крещении божественную силу
(дух). Эта традиция косвенно отражена и в Евангелии
от Марка, которое также начинается с описания кре-
щения Иоанном народа и прихода к нему Иисуса;