Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древннж христиан
53
Гегесипп (III в.). Евсевий пишет, что он (Гегесипп)
цитирует Евангелие евреев (НЕ. IV. 22,8).
Совокупность данных — Иринея, Тертуллиана,
Евсевия показывает, что основная масса эбионитов
отрицала божественную природу Иисуса. Поэтому
трудно предположить, что они пользовались Евангели-
ем от Матфея в том виде, в котором оно вошло в
Новый завет: в евангелии, почитаемом эбионитами,
должно было отсутствовать описание чудесного рож-
дения Иисуса. Епифаний, цитируя отрывок из еван-
гелия, которым пользовались эбиониты, говорит, что
оно начинается с описания появления Иоанна Крести-
теля. Возможно, у Иринея речь идет об арамейской
версии Евангелия от Матфея, о которой писал Иеро-
ним и которую, по его словам, он видел в библиотеке
в Кесарии. Однако слишком мало данных, чтобы с
уверенностью отождествить арамейское Евангелие от
Матфея с евангелием эбионитов.
Иероним указывает, что евангелием, почитаемым
эбионитами, пользовались также и назореи. В Ком-
ментариях к книге пророка Исайи он говорит, что
евангелием, написанным по-еврейски, пользуются на-
зореи. Епифаний в своем произведении «Панарион»
пишет, что назореи отличаются от христиан тем, что
соблюдают субботу, но из-за веры в Христа они
отличаются и от иудеев. Они пользуются Евангелием
от Матфея, написанным по-еврейски (имея в виду
арамейский язык.— Haeres. I. 29.7, 9). Из этих сви-
детельств не вытекает существование каких-либо
вероучительных отличий между назореями и эбионита-
ми. Назореи, по словам Епифания, жили в Палестине
до Христа и пользовались священными книгами
«оссеев» (искаженное — «ессеев»). Ортодоксальные
иудеи называли назореями всех христиан, а их уче-
ние — назорейской ересью (Деян. апост. 24.5); апос-
тола Павла обвиняли в том, что он является предста-
вителем назорейской ереси. Дохристианские, иудейские
назореи, проповедовавшие аскетизм, отказывались
стричь волосы, не употребляли вина и мясной пищи;
движение это на рубеже нашей эры слилось с ессеями
(отсюда — слова Епифания о существовании назореев
до Христа). В I в. н. э. назореями, по-видимому,
называли аскетические сектантские иудейские группы,