Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атснстнчсская
бибаиотеиа
52
ния), также указывал, что Эвион не признает Иисуса
сыном божиим (De proscriptionibus adversus omnes
haereses. 33. Далее: Praes. haeres).
В конце II в. были созданы так называемые
псевдо-Клементины (они дошли в редакции IV в.) —
произведение, авторство которого христиане приписы-
вали Клименту Римскому, бывшему, по преданию,
руководителем римской христианской общины в конце
I в. В псевдо-Клементинах описывается путешествие
апостола Петра и Климента; действует там и Иаков.
Весьма отрицательно показан там Павел; его образ
объединен с образом Симона-мага, противника Петра
в христианских преданиях и легендах (Симон, чародей
из Самарии, упомянут в «Деяниях апостолов».—
8.9—24). В речах Петра, приведенных в псевдо-Кле-
ментинах, отражено учение эбионитов. Согласно этому
учению, как и учению кумранитов, в мире идет посто-
янная борьба между силами добра и зла; для обеих
сект было характерно дуалистическое восприятие ми-
ра. Они верили, что один и тот же пророк истинного
(доброго) Бога появлялся в разных образах — Адам,
Моисей и, наконец, последний — Иисус .
В IV—V вв. церковные писатели продолжали
говорить об эбионитах. Согласно Евсевию Кесарийско-
му, эбиониты считали Иисуса «бедным и обыкновен-
ным человеком, который только за совершенство нрава
признан праведным и который родился от соединения
мужа с Марией» (III. 27). Правда, Евсевий отмечает,
что есть и другие, того же названия, которые призна-
ют, что Иисус родился «от соединения святого духа с
Марией, но не допускают предвечности его бытия и не
соглашаются исповедовать его Словом (логосом) и
Премудростью божией» (ср. в каноническом Еванге-
лии от Иоанна: «И Слово стало плотию и обитало
с нами».— 1.14; такого восприятия изначально сущест-
вовавшего логоса, воплотившегося в Иисусе, ни одна
группа эбионитов, согласно Евсевию, не разделяла).
По словам Евсевия, эбиониты-называли апостола
Павла отступником; пользовались они Евангелием
евреев. Характеристика Евсевия восходит к тому, что
писал об эбионитах Ириней, однако не совпадает
полностью: кроме произведений Иринея в распоряже-
нии Евсевия были и другие источники, в частности