Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы дреанщ христиан
SI
ниты ждали прихода своего мессии, по-видимому,
основателя их общины — Учителя праведности.
Эбионитами, вероятно, называли себя все первые
ученики Иисуса (название «христиане», согласно ка-
ноническому преданию, возникло в Антиохии в Си-
рии — в арамеоязычной среде оно возникнуть не
могло). В Послании Павла к Галатам говорится:
«И узнавши о благодати, данной мне, Иаков, Кифа
и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве
руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к
обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и
старался я исполнить в точности» (2.9—10). В этом
контексте слово «нищие» скорее всего обозначает
название палестинских христиан, основной христиан-
ской группы, к которым принадлежали Иаков, Кифа
и Иоанн и не забывать которых должны были пропо-
ведующие у язычников. В чем именно заключалось
требование «не забывать нищих», видно из Первого
послания к Коринфянам, где говорится о том, что
подаяние, собранное коринфскими христианами, будет
передано в Иерусалим (16.3).
Об учении эбионитов в своем сочинении «Против
ересей» писал Ириней, хорошо знавший религиозные
учения христиан восточных провинций. Сравнивая
учение эбионитов с другими, которые он также считал
еретическими, Ириней выделил основные отличитель-
ные черты этого учения: «Эбиониты, напротив4, согла-
шаются, что мир сотворен Богом, но в отношении
Господа они того же мнения, что Керинф5 и Кар-
пократ» (т. е. что Иисус был сыном Иосифа и Ма-
рии.— 1.26). Дальше Ириней указывает, что эбиониты
пользуются только Евангелием от Матфея, отвергают
апостола Павла, считая его отступником, соблюдают
обряды Закона и образ жизни иудеев, «так что покло-
няются Иерусалиму, как будто бы он был домом бо-
жиим» 6. В другой книге Ириней отмечает, что учение
эбионитов — старое, древнее учения о непорочном за-
чатии: «Безрассудны также эбиониты, которые не при-
нимают в свою душу веру в соединение Бога и чело-
века, но пребывают в старой закваске рождения
(плотского)» (V.I). Тертуллиан, ошибочно полагая,
что название «эбиониты» происходит от имени некоего
Эвиона (которого он считал основателем этого уче-