Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научио-атемстическяя
библиотека
46
апостолов из этого отрывка приведены у Иеронима (Contra Pela-
gium. II. 15). По-видимому, здесь отражена достаточно древняя
традиция, но не исключено, что последних фраз коснулась рука
редактора (переписчика) — гностика (идея возвращения к Истине).
Возможно, приведенный отрывок входил в один из вариантов Еван-
гелия от Марка, о которых писал Климент Александрийский.
5 Речение имеет параллель в Евангелии от Фомы из Наг-
Хаммади, в котором оно дано более развернуто: с..я пришел бросить
на землю разделения, огонь, меч, войну...» (17). Это речение восхо-
дит к традиции о Страшном суде.
Речение связано с требованием, активного преодоления ис-
пытаний и искушений. Отказ от соблазнов, преодоление искуше-
ний — таковы условия спасения, которые выдвигали первые христи-
анские группы, требовавшие проявления особой стойкости в отноше-
нии с миром.
7 Отзвуки одиночества Иисуса даже, среди его учеников,
о котором здесь идет речь, содержатся в евангельских рассказах
о пребывании Иисуса с апостолами на Масличной горе, когда
апостолы заснули, невзирая на его просьбы (см.: Мф. 26.38—43).
* Речение имеет параллель в Евангелии от Фомы из Наг-
Хаммади: с.когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете
внутреннюю сторону как внешнюю сторону и внешнюю сторону как
внутреннюю сторону и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и
когда вы сделаете мужчину и женщину одним... тогда вы войдете
в (царство)» (27). Вероятно, оба речения имеют один источник, но
в речении из апокрифических «Деяний Филиппа» говорится о
«перевертывании» духовных ценностей, а не о преодолении разделе-
ния, как в гностическом Евангелии от Фомы.
9 Этому отрывку у Иринея предшествует длинный рассказ,
описывающий тысячелетнее «царство Божие» на земле, который со-
держался у Папия и других не названных по имени старцев.
10 Ириней, приводя это речение, говорит, что гностики не-
правильно его толкуют. Вероятно, это речение содержалось в спис-
ках изречений Иисуса и было использовано в гностических сочи-
нениях.