Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
42
поступков в этом мире, ответ Иисуса в канонических
текстах стал восприниматься как разрешение платить
подати императору.
Цитата из пророка Исайи, приведенная в па-
пирусном фрагменте, была призвана подчеркнуть не-
обходимость исходить из заповедей Бога, а не чело-
веческих установлений. Интересно, что та же самая
цитата встречается в канонических евангелиях, но
в другом контексте: Иисус приводит ее, чтобы пока-
зать отступление иудеев от божественных заповедей
и следование вместо этого «преданию старцев»; к та-
кому преданию он относит требование ритуального
омовения рук. Использование одной и той же цитаты
в разных контекстах может подтвердить гипотезу
о первоначальной записи ранними христианами
отдельных ветхозаветных пророчеств и других цитат,
которые приводились христианскими проповедниками;
возможно, однако, что цитата из Исайи попала в раз-
ные евангелия непосредственно из устной традиции.
Вероятно, автор папирусного фрагмента не знал кон-
текста, в котором цитата из Исайи использовалась
в новозаветных евангелиях.. Но даже если он и читал
записи евангелий, ставших впоследствии канонически-
ми, он не воспринимал их таковыми: для него эти
записи были одними из многих рассказов о жизни и
поучениях мессии Иисуса.
Последний отрывок очень фрагментарен. Можно
только догадываться, что в нем идет речь о каком-
то чуде, сотворенном Иисусом на берегу Иордана,
которое раскрывает смысл вопроса, заданного Иису-
сом ученикам. Чудо это должно символизировать,
по-видимому, истинную веру, зерна которой, будучи
невидимыми, дадут обильные плоды (возможную
реконструкцию этого отрывка см. в комментариях,
прим. 13). Такой подход к чудесам, творимым Иису-
сом, характерен и для четвертого евангелия: чудо с
насыщением пяти тысяч человек пятью хлебами
(6.10—35) символизирует «хлеб жизни», который
дает учение Христа («Я есмь хлеб жизни: приходящий
ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет
жаждать никогда».—6.35). Чудо здесь становится
знамением, призванным раскрыть верующим смысл
учения Иисуса. Само же описание чуда в папирусном