Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы дрмних христиан
41
использованную у Луки, и привлек какие-то другие
источники, в том числе устные рассказы. Этот отры-
вок отражает время от начала создания разных еван-
гелий до отбора наиболее почитаемых писаний и
дает возможность проследить сам процесс создания
священных книг христиан ".
Отрывок начинается с фрагментов, из которых
явствует, что Иисуса обвиняли в нарушении установ-
лений иудейского Закона. Затем идет рассказ о том,
что Иисуса должны были как вероотступника забро-
сать камнями, но он ускользнул из рук «правителей».
Именно в этих эпизодах можно увидеть совпадения
с Евангелием от Иоанна (например: «...никто не на-
ложил на Него руки, потому что еще не пришел час
Его».—7.30).
Однако следующие эпизоды связаны уже с сино-
птической традицией: исцеление прокаженного упомя-
нуто в евангелиях от Марка, Матфея и Луки (см. ком-
ментарии). Отлично от Нового завета трактуется в
неизвестном евангелии вопрос о подати кесарю. Преж-
де всего здесь вопрос касается не конкретно подати,
которую наложили на иудеев римляне (как в первых
трех канонических евангелиях), а отношения к го-
сударственной власти вообще: следует ли давать то,
что положено властью царей? Ответ Иисуса направлен
против лицемерия и коварства спрашивающих. Он
не дает определенного ответа, но упрекает их в не-
понимании его учения, хотя спрашивающие называют
его «учителем». В этом ответе ощущается то противо-
поставление мира реального и мира преображенного,
основанного на божеских, а не человеческих законах,
которое было свойственно первым христианским груп-
пам. Вопрос платить или не платить подать кесарю не
был для них сколько-нибудь существенным, поскольку
они ждали скорейшего конца мира со всеми кесарями,
податями, деньгами и т. п. Вероятно, и в новозаветной
версии акцент первоначально ставился на первой
части ответа — «Богу — божие» (земные дела не
должно смешивать с божественным учением), и лишь
впоследствии, когда для христиан стало необходимым
включиться в повседневную жизнь, поскольку второе
пришествие все не наступало, когда они решали во-
просы допустимости или недопустимости тех или иных