Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
40
стоячей воде, Иисусу и его ученикам, омывшимся в
«живой воде», сделано гораздо более остро, чем в
рассказах евангелий от Марка и Матфея об упреках
по поводу немытых рук. В Новом завете Иисус в
ответ на упреки фарисеев в свою очередь обвиняет
их в нарушении Писания, здесь же расхождение
гораздо более принципиально, и отрывок обрывается
на грозных словах, предрекающих погибель тем,
кто не примет очищения духовного,— во всяком
случае таков должен по смыслу быть конец оборван-
ной фразы.
Идентифицировать этот отрывок очень трудно;
резкая полемика с фарисеями не исключает влия-
ния иудео-христианства. Для христиан из иудеев было
характерно противопоставление своего учения не иуда-
изму в целом, а именно наиболее ортодоксальному
течению, представленному фарисеями. Возможно так-
же, что в этом отрывке отразились споры по поводу
ритуальных омовений, которые велись между фа-
рисеями и ессеямив. Христиане, принимавшие свя-
щенное омовение (крещение) единожды, занимали по
этому вопросу крайнюю позицию: они отказывались от
ритуальных омовений вообще и в этом отношении
противопоставляли себя не только фарисеям, но и
ессеям9. Поэтому представляется возможным, что
отрывок на оксиринхском папирусе восходил к Еванге-
лию евреев или Евангелию от Петра (об этих еван-
гелиях будет сказано ниже); по своему жанру неиз-
вестное евангелие примыкает к новозаветному типу.
Отрывок второго неизвестного евангелия также
обнаружен на листочках папируса. Этот фрагмент,
вернее несколько фрагментов, был найден в 1934 г.
и в следующем году опубликован. Рукопись сохра-
нилась на трех листочках, последний отрывок сильно
фрагментирован. Издатель новооткрытого отрывка
полагал, что евангелие, к которому он относится,
было написано в первой четверти II в.10, во всяком
случае до 150 г. Отрывок этот представляет значитель-
ный интерес, так как написан на основе традиции,
использованной в Евангелии от Иоанна (имеется со-
впадение некоторых стихов в обоих евангелиях), воз-
можно, автор папирусного фрагмента уже читал
четвертое евангелие. Но он знал также традицию,