Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
39
ровать с разными евангелиями, о которых встречаются
упоминания у христианских писателей,— евангелиями
евреев, египтян, назареев, Петра и т. д.6 Интересно,
что наряду с некоторыми параллелями с Новым за-
ветом можно найти и параллель с Евангелием евреев:
в обоих евангелиях символом распущенности высту-
пают флейтистки.
Главная идея, выраженная в описании этого
столкновения Иисуса со жрецом Леви,— выступление
Иисуса против формальной обрядности, соблюдения
которой требовали фарисеи (в отрывке указано,
что жрец был фарисеем). Осуждение «книжников
и фарисеев» постоянно встречается в новозаветных
евангелиях (а также в отрывке из апокрифического
Евангелия от Петра). В евангелиях Марка (7.1—5) и
Матфея (15.1—2) фарисеи упрекают учеников Иисуса
в том, что они едят хлеб немытыми руками (в Еван-
гелии от Марка поясняется, что фарисеи, следуя пре-
данию старцев, соблюдают омовения рук, чаш, кру-
жек, котлов, скамей). И в папирусном фрагменте, и
в новозаветных евангелиях дано противопоставление
очищения внешнего, ритуального очищению духов-
ному. Эта мысль наиболее четко выражена в Еванге-
лии от Иоанна, где сказано, что поклоняться богу
будут не в каком-либо определенном месте («не
на горе сей»7 и не в Иерусалиме), а «в духе и исти-
не» (4.21—23). Требование духовного очищения было
сформулировано еще в учении кумранской общины
и в проповедях Иоанна Крестителя: еврейский исто-
рик Иосиф Флавий (I в. н. э.) в «Иудейских древно-
стях», рассказывая о призывах Иоанна к крещению,
пишет, что омовению должно было предшествовать
очищение внутреннее — отказ от грехов и покаяние
в них: «душа (крестившихся) предварительно очи-
стилась благодаря праведности» (Antiquitas. XVIII.
5). Таким образом, папирус из Оксиринха отражает
одну из самых важных идей раннего христианства,
восходящую к учениям иудейских сектантов.
Эпизод в храме описан очень живо, ярким,
образным языком; отрывок представляется частью
цельного самостоятельного произведения, а не компи-
ляцией, составленной на основе новозаветных еван-
гелий. Противопоставление фарисея, омывшегося в