Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
От составителей
Проблемы становления христианства, возникно-
вения его учения, различных внутренних течений
представляют интерес не только для специалистов
историков и философов, но и для достаточно широ-
кого круга читателей. Цель предлагаемой книги —
хотя бы частично удовлетворить этот интерес, позна-
комив читателей с некоторыми сочинениями христиан,
созданными в первые века существования нового
вероучения. Эти сочинения не признаются церковью
священными; их принято называть апокрифами (тай-
ными, подложными, от греческого 'ccjroKpvcpoc, — тай-
ный). Однако в I—III вв. они имели хождение среди
различных групп верующих и почитались не менее
чем книги, включенные в Библию.
Включенные в книгу апокрифические писания
ограничены временными и жанровыми рамками.
В первой части представлены фрагменты и полные
тексты евангелий и речения, приписываемые Иисусу
(в переводе с древнегреческого). Эти тексты (I—
II вв.) по содержанию и по жанру связаны с тради-
цией, представленной в евангелиях Нового завета. Во
вторую часть в основном вошли переведенные с копт-
ского тексты из так называемой гностической библио-
теки, обнаруженной в 1945 г. в Наг-Хаммади (Египет).
Они в большинстве своем восходят ко II — IV вв. и
представляют собой переводы с греческого. Подроб-
нее о библиотеке из Наг-Хаммади и гностических
учениях, отвергаемых ортодоксальным христианством
как ересь, рассказано во введении ко второй части
книги. Памятники, представленные во второй части,
являются самостоятельными произведениями, они
внутренне связаны, отражают основные установки
гностических учений. Два из них — Евангелие от
Фомы и Евангелие от Филиппа — уже были опубли-
кованы на русском языке в переводе М. К- Трофи-
мовой (см.: Трофимова М. К. Историко-философские
вопросы гностицизма. М., 1979).
Апокрифам новозаветной традиции и гности-
ческим произведениям посвящена обширная литера-
тура, выходившая главным образом за рубежом.
Для ее анализа понадобилось бы специальное исто-
риографическое исследование. Поэтому в примечаниях