Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
38
о человеке, работающем в субботу, могло толковаться
в гностическом духе (об этих понятиях см. во II части
книги).
Не вошедший в канонический текст рассказ
Луки восходит к какому-то иудео-христианскому
источнику, может быть к Евангелию евреев.
Вопрос об источниках неканонических речений не
может быть решен однозначно: вероятно, некоторые
из них восходят к сборникам речений-логиев, которые
были достаточно рано записаны, а некоторые взяты
из не признанных церковью евангелий. Так, Ориген
(In Jeremi.am homiliae. III. 3) приводит без ссылки
логий: «Кто близко от меня, близко от огня, а кто
далеко от меня, далеко от царства». Это речение
полностью совпадает с одним из речений хенобоскион-
ского Евангелия от Фомы (86). Игнатий Антиохийский
в Послании к Смирнийцам цитирует слова Иисуса,
которые по другим источникам отнесены к Евангелию
евреев; Климент Александрийский цитирует речение,
в значительной степени совпадающее с одним из
оксиринхеких логиев, называя его речением из Еван-
гелия евреев. Возможно, какие-нибудь новые находки
фрагментов евангелий позволят идентифицировать
другие аграфа.
До нас дошли не только аграфа, но и более
значительные отрывки из неизвестных (неиденти-
фицированных) евангелий. К таким отрывкам отно-
сятся папирусный фрагмент из Оксиринха и так
называемый папирус Еджертона (по коллекции, в
которой он находится).
Оксиринхский фрагмент был обнаружен в начале
XX в. (опубликован в 1908 г.) и представлял собой
листок, исписанный с двух сторон мелкими буквами.
Очевидно, он являлся своего рода амулетом.
В начале фрагмента Иисус, по-видимому, пре-
достерегает учеников от коварства, которое может
привести их к гибели. Основная часть сохранившего-
ся фрагмента — рассказ о столкновении Иисуса со
жрецом Леви в Иерусалимском храме. По жанру
и основной направленности отрывок близок к тради-
ции, лежащей в основе первых трех канонических
евангелий, однако сам эпизод изложен совершенно
самостоятельно. Этот отрывок пытались идентифици-