Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
37
(в Наг-Хаммади было найдено Евангелие от Филип-
па); возможно, это речение было отредактировано в
гностическом духе или взято из какого-либо еванге-
лия гностиков (ср. приведенное в комментарии 8
параллельное место из Евангелия от Фомы).
К раннему периоду развития христианства отно-
сится речение, призывающее христиан быть опытными
менялами.
По-видимому, это речение представляет собой
предостережение против ложных пророков, которых
нужно уметь распознавать,— мотив, часто встре-
чающийся в ранней христианской литературе. Харак-
терен образ, использованный в речении,— меняла,
умело определяющий фальшивые монеты, но, как это
свойственно христианским притчам, бытовой образ
используется в другом значении, «переворачивается»:
нужно распознавать не материальные, а истинные ду-
ховные ценности.
Отражением особенностей иудео-христианства
является рассказ, сохранившийся в одной из рукопи-
сей Евангелия от Луки. Иудео-христиане (о них см.
с. 50—65) не рвали полностью с иудаизмом, выпол-
няли ряд обрядов (обрезание) и почитали субботу4;
однако, будучи не только иудеями, но и христианами,
они выступали против формального отношения к ре-
лигиозным требованиям, против внешнего их соблю-
дения. Отрывок из Луки отражает, по всей вероятно-
сти, именно неформальное отношение к соблюдению
празднования субботы при общем признании соблю-
дения субботних установлении: человек, сознательно
нарушающий установление и работающий в субботу
в силу необходимости или для каких-то благих целей ,
благословен, но человек, бездумно нарушающий
Закон,— проклят. В последней фразе имелось в виду
ветхозаветное установление (вернее, ряд установле-
ний), согласно которому человек, по незнанию со-
грешивший (осквернивший себя), считался виновным
и должен был очиститься (Лев. 5.1—4). Можно думать,
что этот отрывок был исключен из окончательного
текста Евангелия от Луки из-за того, что в гностических
учениях, с которыми боролись христиане ортодок-
сального направления, понятия «знание» и «незна-
ние» играли основную роль в вероучении, и речение