Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
Э«
исключенного из канонического текста описания явле-
ния Иисуса ученикам и не считать это описание
поздней вставкой; словоупотребление в этом отрывке
не противоречит остальному тексту евангелия — так,
выражение «Сила Божия» встречается в гл. 12,
ст. 24'.
Изменение восприятия царства божия, которое все
чаще мыслилось как царствие небесное, постепенное
ослабление напряженного, фанатичного ожидания
второго пришествия привело к тому, что сокраща-
лись, изымались, редактировались речения, рассказы-
вающие о Страшном суде и царстве божием на
земле 2.
Среди неканонических речений встречаются такие,
которые отражают свойственное первым христианам
отрицательное восприятие богатства и могущества.
К таким речениям относятся приводимые Оригеном
слова: «Из-за слабых был слаб, из-за голодающих
голодал, из-за жаждущих испытывал жажду». По
смыслу это речение может быть связано с одним ме-
стом из Послания к Филиппийцам, где сказано, что
Иисус «уничижил самого себя, приняв образ раба»
(2.7)3. Смысловая связь указывает на древность
традиции, лежащей в основе этих представлений
(унижение, рабство, голод ради спасения униженных
и голодающих). Своеобразно та же смысловая связь
проявилась в тексте неканонического Учения две-
надцати апостолов («Дидахе»), где Иисус назван
рабом (ребенком) господним (в греческом тексте упот-
реблено слово лай;, которое обозначает и «дитя»,
и в переносном значении «раб» — человек, подчинен-
ный чьей-то власти). В последнем случае на социаль-
ное представление о рабе наложена религиозная
интерпретация: Иисус — раб, но раб божий и в то
же время дитя божие; тем самым презренное поня-
тие «раб» приобретает иное значение, будучи приме-
ненным к спасителю людей; унизившись до положе-
ния раба, голодая ради голодных, он этих обездо-
ленных людей приравнивал к «детям божиим». Веро-
ятно, к той же традиции восходит речение из апокри-
фических «Деяний Филиппа», в котором выставляется
требование нижнее сделать верхним, а правое левым.
Но Филипп — апостол, почитавшийся гностиками