Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы дреаник ■ристивн
35
лии от Марка: «...нет никого, кто оставил бы дом, или
братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену,
или детей, или земли ради Меня и Евангелия И не
получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто
крат более домов, и братьев, и сестер, и отцев, и ма-
терей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни
вечной» (10.29—30). В приведенном отрывке также
можно видеть надежды на материальное благопо-
лучие. Но постепенно такое восприятие царства божия
менялось: в речении о его приходе, содержащемся
в Евангелии от Матфея, которое в целом соответ-
ствует речению у Марка, слова «ныне, во время
сие, среди гонений» опущены. Вместо перечисления
того, что получит последовавший за Иисусом, просто
сказано: «получит во сто крат и наследует жизнь веч-
ную» (19.29). Традиционно-фольклорный мотив полу-
чения благ, во много раз превосходящих реальную
жизнь, здесь дан только в намеке; речение из Еван-
гелия от Матфея кажется сокращенным вариантом
аналогичного места у Марка или сокращением соот-
ветствующего речения, которое имело хождение в
устной традиции и которое записал автор второго
евангелия.
Отрывок, не включенный в канонический текст
Евангелия от Марка, также связан по содержанию с
ожиданием Страшного суда, который должен поло-
жить конец «веку Сатаны». Перед вторым пришест-
вием, по словам Иисуса, должны произойти страшные
события, которые явятся испытанием и для тех, за
спасение кого он и принял смерть.
Неприятие существующего мира, как царства зла
и неверия, которым управляет Сатана, злой дух,
было характерно для первых христианских групп.
В логии из Оксиринха (совпадающем с логием из
Евангелия от Фомы) содержится требование отрече-
ния от мира как непременное условие достижения
царства божия. В Послании к Галатам сказано, что
Христос отдал себя, «чтобы избавить нас от настояще-
го лукавого века» (1.4). В рукописном окончании
Евангелия от Марка неприятие «века Сатаны» гораздо
более определенно связано со скорым наступлением
конца этого века («мера лет его исполнилась») и дает
основание предполагать относительно раннюю дату
2*