Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
34
Эсхатологические чаяния особенно были распро-
странены перед началом и во время I иудейского вос-
стания против римлян. Ожидание решающей схватки
«сынов света» с «сынами тьмы», победы над злом было
характерно еще для членов кумранской общины
(II в. до н. э.— I в. н. э.), оно переросло позднее в
идею Страшного суда. Рассказ Папия интересен тем,
что он показывает, как первые христиане представ-
ляли себе царство божие на земле. Словам Иисуса,
приведенным Папием в его сочинении «Изъяснение
Господних изречений», предшествовало подробное
описание изобилия, которое наступит при этом цар-
стве на земле. Это описание содержалось не только
в сочинении Папия, Ириней говорит о пресвитерах
(старейшинах), которые также повествовали о нем.
Согласно этому рассказу, на земле будут расти целые
виноградные деревья по 10 тысяч лоз каждое, и на
каждой лозе по 10 тысяч прутиков, и на каждом пру-
тике по 10 тысяч ягод, и, когда святой захочет сорвать
лозу, другая будет громко просить сорвать ее, так как
она лучшая. И пшеница будет по 10 тысяч зерен
в колосе, и все животные будут послушны людям.
Именно это изобилие увидят люди, «которые достигнут
тех времен». Рассказ Папия явно основан
на устной фольклорной традиции, отраженной в древ-
них восточных сказках, где говорится о сказочной
стране, полной изобилия плодов. Еще в древнеегипет-
ской «Сказке о потерпевшем крушение» говорилось,
как спасшийся после кораблекрушения египтянин по-
пал на остров, на котором он нашел и фиги, и виноград,
и всякие прекрасные овощи, и «нет такого яства, кото-
рого там бы не было». Подобные сказания связаны с
давней мечтой простых людей об избавлении от изнури-
тельного труда и недоедания, но в то же время
изобилие, о котором говорится в отрывке Папия, как и
описанное в древних сказках,— это изобилие сверхъ-
естественное, не созданное руками человека. Рассказ
этот — один из древнейших для христианства примеров
использования фольклора, но в нем отсутствует идея
духовного преображения, одна из важнейших идей
раннего христианства.
Надежды на скорое второе пришествие отраже-
ны и в самом раннем каноническом тексте — в Еванге-