Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Неканонические речения
(аграфа) и фрагменты
неизвестных евангелий
В новозаветных книгах и в произведениях
христианских писателей I—IV вв. встречаются отдель-
ные речения, которые цитируются как слова, про-
изнесенные Иисусом. Они отсутствуют в канониче-
ском тексте четырех евангелий, и их источники уста-
новить пока не удается. Такие речения принято на-
зывать аграфа (неписаные). К аграфа условно можно
отнести также речения, сохранившиеся в рукописных
вариантах новозаветных евангелий, но не вошедшие
в признанный церковью текст. Аграфа встречаются
в посланиях Павла и в сочинениях таких почитаемых
христианами писателей, как Юстин, Ориген, Тертул-
лиан, Климент Александрийский. В этих произведе-
ниях можно найти трактовки образа Иисуса, отличные
от канонической, и такие факты его жизнеописания,
которых также нет в четырех евангелиях.
Интересно появление в «Деяниях апостолов» ре-
чения о необходимости давать, а не брать: по смыслу
оно перекликается со многими поучениями, которые
можно найти в евангелиях, но формулировка речения,
не совпадающая с текстами евангелий, позволяет го-
ворить об использовании устной традиции, в которой
схожие по смыслу поучения варьировались отдель-
ными проповедниками.
Можно выделить целую группу аграфа, касаю-
щихся Страшного суда и второго пришествия. В них
отражено столь ясно видное в Апокалипсисе Иоанна
напряженное ожидание скорого конца света, которое
было свойственно первым христианам, надеявшимся,
что царство божие на земле установится при их
жизни. К этой группе относится описание воскресения
мертвых и «восхищения живых» в Первом послании
к Фессалоникийцам, речение из Послания к Эфеся-
нам, разговор с апостолами из рукописного варианта
Евангелия от Марка и рассказ Папия, приведенный
Иринеем в его книге «Против ересей».
2