Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атевстнчсскш
бмвютсм
333
19 Ср.: Евангелие от Филиппа: Изречение 87.
20 См.: Гарнак А. История догматов // Общая история евро-
пейской культуры. Т. V. Отд. I. С. 228.
Евангелие от Филиппа
1 Сошлемся в качестве примера на обстоятельную моногра-
фию Ж. Э. Менара (Menard I. E. L'Evangile selon Philippe. Stras-
bourg, 1967). Анализ теологии евангелия позволил ученому прийти
к выводу, что этот памятник относится к среде валснтинанского
толка типа «Пистис Соф на», причем заметна близость его к мани-
хейской традиции. Менар считает «Евангелие от Филиппа» более
древним, чем «Евангелие от Фомы». Он полагает, что «коптский
переводчик имел перед глазами греческий оригинал, который отра-
зил сирийскую среду и который восходит, самое большее, к
III веку... Можно также заключить, что, несмотря на все семит-
ские влияния, «Евангелие от Филиппа» представляет собой гно-
стический труд эллинистического типа. Оно находится на слиянии
двух больших греческих философских школ — неоплатонизма и
стоицизма» (Ibid. P. 35).
2 Как и в «Евангелии от Фомы», исследователей увлекает
задача — обнаружить разные наслоения в памятнике, представить
текст в виде работы ряда редакторов (см., например: Kasser R.
L'Evangile selon Philippe // Revue de Theologie et de Philosophie.
1970. Oil. I. P. 18—19). Но подобное расщепление текста далеко не
всегда выглядит убедительно.
3 К этому вопросу исследователи возвращаются постоянно.
Вот несколько примеров, по которым можно составить представление
о разнообразии мнений. Преобладает мысль об аристократичности
гностического мировосприятия, о его элитарности см., например:
Puech H. Ch. En quetc de la Gnose. I. P.. 1978. P. XXII. (Однако,
строго говоря, это еще не есть определение социального лица его
адептов.) Ср.: Маргулес Б. Б. О социальных корнях христианского
гностицизма (доклад, прочитанный на международном коллок-
виуме в Галле в 1967 г. Отд. оттиск. Б. м., Б. г. С. 160). В по-
следней работе делался упор на возможность увидеть в гностиче-
ских учениях Египта «социальные взгляды и чаяния народных масс»
(С. 164—165). Автор связал христианский гносис Египта с крестьян-
ством (С. 162). «Голос предместий» больших городов древности,
подобных Александрии, Антиохии или Ктссифону, слышался и
гностических текстах другим исследователям (см.: Tardieu M. Trois
mylhes gnostiques. P., 1974. P. 39).
4 Ср. изречение 110: «Тот, кто обладает знанием метины,
свободен. Свободный не творит греха, ибо тот, кто творит грех,—
раб греха... Знание истины возвышает сердце тех, кому не дано
творить грех. Это делает их свободными и делает их выше всего.
Но любовь созидает. Итак, кто стал свободным из-за знания, из-за
любви, раб тех, кто еще не смог подняться до свободы знании...»