Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научио-дтеистшческм
бнмиотска
331
10 Следуем делениям по: Krause M., Pahor Labib. Op. cit.
В скобках первая цифра обозначает страницу, вторая (через точ-
ку) — строку.
" Наг-Хаммади. II.2. Изреч. 3 (см.: Трофимова М. К. Исто-
рико-философские вопросы гностицизма. Наг-Хаммади, II, сочи-
нения 2 3, 6, 7. М., 1979. С. 160).
12 Наг-Хаммади. И.2.115 (см. там же. С. 170).
13 Наг-Хаммади. П.3.105 (см. там же. С. 183).
н Menard 1. Е. Ор. cit. Р. 7.
15 Ср. с краткой версией в Берл. пап. 8502. 26. 15—27. 4;
«Он узнает самого себя в своем собственном свете, окружающем
его, том, который есть источник воды жизни, свет, полный чистоты.
Источник духа устремляется из живой воды света, и он снабде-
вает все зоны и мир во всех видах. Он узнал свой собственный
образ, когда увидел его в чистой воде света, окружающего его»
(пер. сост.).
16 Ср. миф о Дионисе-Загрее и зеркале (см.: Лосев А. Ф.
Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 157,
172).
17 Traclatus Tripartilus. Pars I. De Supernis/Ed. R. Kasser,
M. Mslinin, H.-Ch. Puech, G. Quispel, J. Zandee. Bern, 1972.
P. 42—43.
18 Тема зеркального отражения в античной литературе полно
освещена: Hadot P. Le mythe de Narcisse et son interpretation par
Plotin//Nouvelle Revue de Psychanalyse. 1976. № 13. P. 81 — 108.
Mahe J.-l. Le sens des symboles sexuels: Les textes de
Nag-Hammadi // Colloque du Centre d'Histoire des Religion (Stras-
bourgh, 23—25 octobre 1974). Leiden, 1975. P. 121 — 146.
20 Из двадцати восьми случаев употребления в нашем тексте
tamio в разных формах только два — с положительным оттенком —
имеют отношение к высшему миру, двадцать шесть — с отрица-
тельным оттенком — касаются деятельности Софии и низшего мира;
ktisis употребляется четырежды и лишь в отрицательном смысле;
sdnt — один раз и также с отрицательным оттенком.
21 Tardieu M. Ор. cit. Р. 42.
22 Наг-Хаммади. II.7.138 (см.: Трофимова М. К- Указ. соч.
С. 193).
23 Наг-Хаммади. II.3.44 (см. там же. С. 175).
Евангелие от Фомы
1 В нумерации изречений мы пошли за Ж. Дорессом, кото-
рый в 1959 г. первым предложил деление памятника на 188 глав-
изречений (Doresse 1. L'Evangile selon Thomas ou les paroles sec-
retes de Jesus. P., 1959). В дальнейшем многие исследователи
приняли деление на 114 изречений, предложенное в том же 1959 г.
в издании: L'Evangile selon Thomas: Texte copte/Ed. et trad, par
A. Guillaumont, H.-Ch. Puech, G. Quispel, W. Till, Iassah abd at
Masin. Ha 114 изречений, хотя и несколько иначе, разделен па-
мятник в кн.: Grant R. М., Freedman D. The Secret Sayings of
Jesus. L.; Glasgow, 1960.
2 Однако этот апокриф хорошо знали в древности. Очень
интересное наблюдение было сделано А. Ш. Пюэшем, который