Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научио-arei
библиотека
322
и не может не пройти, если не будет сколько-нибудь
в полноте знания, или,— добавляет от себя Епифа-
ний,— лучше сказать, сего незнания, и исполненная
им, не избежит рук архонтов и властей» (XXVI. 10).
Однако дальнейшее разъяснение этого «знания»
(«незнания») не напоминает пассажа из Евангелия от
Марии. В другом месте Епифаний пишет: «Под именем
же святого ученика Филиппа выдают подложное
евангелие; в нем говорится: «Открыл мне Господь,
что душе должно говорить при восхождении на небо
и как отвечать каждой из высших сил»; именно гово-
рит она: «Познала я сама себя... Я знаю о тебе,—
продолжает она,— кто ты, ибо принадлежу к выс-
шим...»» (XXVI. 13). Но и этот текст, в известной мере
ассоциируемый с Евангелием от Марии, перемежается
подробностями, не имеющими общего с последним,
уводит Епифания к толкованию, не приложимому к
коптскому документу.
Пассаж из евангелия располагает к сопоставлс
ниям не только с гностической традицией. Типологиче-
ски он в той или иной мере близок памятникам раз-
ных культур. Тема восхождения души, сопровождаемо-
го столкновением со злыми силами, проступающее в
диалоге разгадывание загадок, форма, тяготеющая к
ритмическим эффектам, позволяют смотреть на текст
как на цельный, в своих истоках, быть может, восходя-
щий к обрядам посвящений.
Но вернемся к вопросу, поставленному в начале
очерка — о монолитности и гетерогенности апокрифа.
Каким бы своеобразным и цельным ни представлялся
исследованный выше отрывок, налицо его тесная
связь с другими частями памятника. Тема внутреннего
очищения человека, организующая пассаж о восхож-
дении души, напоминает первые поучения в еванге-
лии— о грехе, болезнях, смерти (7.13—8.10). Слова
Спасителя, следующие затем («Мой мир, приобретите
его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас
в заблуждение, говоря: «Вот, здесь!» или «Вот, там!»
Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним!»)
(8.14—20) выдержаны в том же ключе, что и пас-
саж — напряженного внимания к внутренним ценно-
стям. Эти слова в свою очередь, перекликаются
с изречениями 2 и 117 Евангелия от Фомы как своей