Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
321
ют такие понятия, как «покой», «вечность», «молча-
ние».
Не вполне ясно, о чем идет речь в изучаемом
пассаже: об участи души после смерти (так полагают
В. Тилль и М. Тардье) или о ее просветлении, когда
она, верная гносису, своей отрешенностью от телесных
соблазнов оказывается способной достичь состояния,
описываемого в документе. Неясность не кажется слу-
чайной, если вспомнить другой гностический памят-
ник — Евангелие от Филиппа, где сказано: «Того, кто
получил свет сей, не видят и не смогут схватить.
И никто не сможет мучить такого (человека), даже
если он обитает в мире, а также, когда он уходит из-
мира» (изречение 127) ".
Как следует из этих слов, на том высоком уров-
не просветленности, о котором говорится в тексте,
естественная смерть человека перестает быть решаю-
щим рубежом. Полнота гносиса доступна человеку,
«даже если он обитает в мире».
Пассаж из Евангелия от Марии во многом пере-
кликается и с Апокрифом Иоанна. Еще В. Тилль
отметил сходство этих двух произведений в именах
властей. На сравнение напрашивается часть апокрифа,
посвященная тому, что ожидает души. В обоих памят-
никах встречаются понятия покоя и молчания, несу-
щие столь важную смысловую нагрузку. И там и тут
говорится о путах забвения и незнании, хотя и в
разных планах: апокриф включает это в ответ на
вопрос о происхождении судьбы, в евангелии же об
этих путах говорит избавляющаяся от них душа.
Как уже было сказано, легенда о Марии Магда-
лине известна в гностической литературе в разных
редакциях. Евангелие от Марии своей сдержанностью
по отношению к роли Марии напоминает новозаветную
традицию. Тем не менее и в текстах совсем иного
толка, на которые ссылается Епифаний, уловимы
точки соприкосновения с Евангелием от Марии. На-
пример, в части «Панариона», посвященной ереси гно-
стиков (они у Епифания выделены наряду с васили-
дианами, николаитами, карпократианами, керинфиана-
ми, валентинианами и т. д.), говорится об архонтах
семи небес и о том, каким образом «души спасаются».
«Душа, исходя отсюда, проходит через этих архонтов