Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
320
«убивающей людей», «поглощающей пространства»
(16.15—16). Отвечая, душа не оставляет без внимания
эти упреки. Она отводит удар, поясняя: «Что хватает
меня, убито; что опутывает меня, уничтожено»
(16.17—19), переводит брошенное ей обвинение в дру-
гую плоскость. Что же касается второго прозвища
(«поглощающая пространство»), то и на него есть
отклик в реплике души. Она так говорит теперь о
себе, что ее спор с властями видится в ином свете,
а именно как событие ее внутренней жизни: «...вож-
деление мое пришло к концу, и незнание умерло...
Узы забвения временны...» (16.19—17.7).
Власти, которые поначалу рисуются как внешние
относительно души, так же как и путь восхождения,
наводящий на мысль о преодоленном пространстве,
обретают новый смысл. Речь идет о противоборстве
качеств в человеческой душе, об очищении ее, избавле-
нии от того несовершенного, что было в ней («вожде-
ление мое пришло к концу»). Реплика души, обращен-
ная к третьей власти («Почему ты судишь меня, хотя
я не судила? Я хотела схватить, хотя я не схвати-
ла»— 15.17—19), видимо, означает следующее. Душа
лишь постольку может быть схвачена и судима, по-
скольку сама причастна подобной активности. Заме-
тим, что власти, с которыми встречается душа, носят
имена, характеризующие человеческие свойства: вож-
деление, гнев, невежество. В работах, посвященных
евангелию, их называют властями небесных сфер ,0.
Это вводит отрывок в контекст космологических тем.
Но особенность пассажа в том и состоит, что сюжеты,
относящиеся к взаимоотношениям души с внешним
миром, получают новое звучание, интериоризуются —
и вот они уже оборачиваются картиной внутренней
жизни человека, его ведения или неведения. Мы
наблюдаем экстатирующее сознание, обращенное на
самое себя, с которым в большей или меньшей сте-
пени связаны гностические поиски.
Рассмотренный текст подводит к полноте гносиса,
где внешнее по отношению к душе раскрывается
как ее внутреннее. Победа над внешними властями
сливается с ее внутренней победой, освобождением,
исчезновением страстей, незнания, забвения. Откры-
вается перспектива, на которую в тексте указыва-