Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научио-атеистичесная
библиотека
319
текста, Иисус поведал сам своим ученикам, и оно
прямо относилось к земной жизни человека. Здесь же
оно было открыто только ближайшему из учеников —
Марии и касалось участи души, освобожденной от
телесных уз.
Напрашивается мысль о большей эсотеричности
этого знания. Одновременно с переходом к его изло-
жению меняется в евангелии и стилистика. Это уже
не род катехизиса, предлагаемый в первой части. Тот,
кто воспринимает текст, становится сам как бы участ-
ником событий — спора души с властями. Душа побе-
ждает в нем всякий раз, превращаясь из ответчицы
в обличительницу.
Диалог души с властями несколько напоминает
разгадывание культовых загадок 9. Описание перево-
дится с одного смыслового уровня на другой — глу-
бинный уровень гностических значений. Он проступает
в ответах души. Но они не просто заключают в себе
описание ситуации в новых терминах. Обнаружива-
емое в этих ответах знание соответствует некоему
онтологическому сдвигу, сопровождаемому возвыше-
нием души, ее переходом в новое состояние.
Присмотримся к тексту отрывка. Столкновение
души со второй властью, вожделением, с чего начина-
ется пассаж, обнаруживает, что эта власть, посягаю-
щая на душу, винящая ее, сама оказывается изобли-
ченной ею в своем заблуждении. Душа говорит: «Я уз-
рела тебя. Ты меня не узрела, и ты меня не узнала.
Я была для тебя как одеяние, и ты меня не узнала»
(15.6—8). И как результат следует: «Сказав это, она
(т. е. душа) пошла своей дорогой в великом ликова-
нии» (15.9).
То же повторяется с третьей властью, незнанием:
«И душа сказала: «Почему ты судишь меня, хотя я
не судила? Я была схвачена, хотя я не схватила.
Меня не познали, а я, я познала, что все подлежит
высвобождению, будь то вещи земные, будь то небес-
ные» (15.16—16.1). И снова: «Устранив третью власть,
душа поднялась выше...» (16.1—3).
Наконец, последний обмен репликами между
четвертой властью (гневом в семи формах) и душой.
Эта часть диалога особенно примечательна. Спраши-
вая душу, куда та направляется, власть называет ее