Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
31
сошествии Христа в ад); к апокрифам относится
и многочисленная раннесредневековая литература о
христианских мучениках, создававшаяся по образцу
деяний отдельных апостолов (некоторые из них про-
должали читаться на протяжении всего средневе-
ковья, в том числе и на Руси 44, например «Деяния
Павла и Феклы»). Все эти писания наполнены чуде-
сами, в них используются традиционные (особенно
для восточных областей) сказочные мотивы, просле-
живается связь с фольклором. Как правило, они не
имели догматических расхождений с церковным уче-
нием, но из-за позднего происхождения и явной
фантастичности не были признаны церковью источ-
никами вероучения. Те же книги, чье содержание су-
щественно отличалось от канонических писаний, чи-
тать строго запрещалось. Эти книги считались не
только апокрифическими, но и запрещенными, «отре-
шенными». Первый список «отрешенных» книг был
составлен в V в. в Восточной Римской империи. Во-
шедшие в него писания подлежали уничтожению как
еретические; в течение последующих веков такие
списки возобновлялись, что показывает на тайное
(теперь уже действительно тайное!) существование
подобных писаний. Прежде всего в список «отрешен-
ных» книг были внесены иудео-христианские, гности-
ческие и близкие им писания.
Борьба церкви против этих писаний привела к
тому, что большинство списков «отрешенных» книг
было уничтожено, однако сохранились цитаты из них
в произведениях самих же защитников ортодоксальной
церкви. Благодаря успехам археологии конца XIX—
XX в. стали известны многие «отрешенные» апокрифы.
Что же касается не признанных священными, но раз-
решенных для домашнего чтения сочинений, то они до-
шли до нас в средневековых рукописях как на языке
подлинника, так и в переводах на латинский, сирий-
ский, арабский, армянский, грузинский и славянские
языки.
Учения, содержавшиеся в древних апокрифах, не
пропали, бесследно: они оказали влияние на самые
разнообразные еретические движения как на Западе,
так и на Востоке. Можно проследить преемственность
идей от кумранских сектантов через учения иудео-