Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
30
ортодоксальным течением и арианством — учением,
отрицающим догмат о троице), Константин потре-
бовал, чтобы епископы предоставили ему копии свя-
щенных книг. После длительных консультаций, уже
после смерти Константина, на соборе в Лаодикее в
363 г. было принято решение разослать по всем хри-
стианским церквам списки канонических произведений.
Согласно Лаодикейскому канону, в состав Нового за-
вета вошли 26 писаний — все, кроме Апокалипсиса
Иоанна. В 367 г. в письме епископа Афанасия были
названы уже все 27 писаний Нового завета. Но этот
список не был признан повсеместно: христиане многих
сирийских общин не признали Откровения Иоанна;
другие сирийские христиане остались верны почита-
нию Диатессарона; египетские (коптские) христиане
совсем не приняли ортодоксального учения : у них
были свои священные книги; вплоть до X в. палести-
но-сирийские христиане, как об этом будет сказано
дальше, пользовались своим списком книг, который
исключал все писания, связанные с именем Павла.
Окончательно список новозаветных книг был
утвержден ортодоксальной церковью на Карфагенском
соборе в 419 г. Но борьба вокруг проблемы подлин-
ности Апокалипсиса Иоанна шла еще долго: обя-
зательность его включения в состав Нового завета
была подтверждена на Константинопольском соборе
в VII в.
В связи с утверждением списка канонических
книг встал вопрос о судьбе тех писаний, которые
считались спорными или подложными. В V в. исчезает
понятие сомнительности отдельных христианских книг.
Все писания, не вошедшие в Новый завет, стали назы-
ваться апокрифическими. Но отношения к этим писа-
ниям различались в зависимости от их содержания:
были книги, которые церковь разрешала читать верую-
щим и которые оказали существенное влияние на
догматику и обрядность ортодоксальной церкви. К ним
относились созданные после утверждения евангель-
ской традиции повествования, ее дополняющие. Тако-
вы писания, посвященные матери Иисуса: «История
Иакова о рождении Марии», сочинение анонимного
автора «Об успении Марии», Евангелие от Никодима
(прежде всего та его часть, где рассказывалось о