Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы дреиних христиан
307
Исиде, стремления Филона Александрийского сблизить
Платона и Библию, обращения христианских бого-
словов к античной мифологии и философии и т. д.
Эти явления принадлежат эпохе, когда памятник мог
существовать и был переписан в собрание рукописей
Наг-Хаммади.
Что же касается этого собрания, «Гром» не
одинок там. Божество, от имени которого ведется речь
в документе, в некотором смысле сродни Софии Эпи-
нойи из Апокрифа Иоанна. Разумеется, можно гово-
рить лишь о каких-то чертах сходства, подсказанных
неоднородностью этого образа, совместившего в себе
знание и незнание. Другой памятник из собрания ино-
го характера, чем Апокриф Иоанна,— «Толкование
о душе», где влияние христианских идей весьма ощу-
тимо, также напоминает «Гром» мучающейся своим
падением и раздвоенностью главным действующим ли-
цом произведения — душой. Несомненная близость,
отмеченная всеми комментаторами, есть у отрывка из
«Грома» с двумя текстами из второго сборника Наг-
Хаммади — пятым и четвертым. Как ни далеки могут
быть по своему происхождению эти памятники, для
определенного уровня сознания, в большей или мень-
шей степени окрашенного влиянием гностического
умонастроения, для составителей сборников, их заказ-
чиков и читателей они обладали известным единством.
Недаром в шестом сборнике вместе с «Громом» ока-
залось несколько памятников, близких христианской
традиции, а также герметических, не говоря об отрыв-
ке из «Государства» Платона. В этом пестром наборе
издателями английских переводов в аннотациях к
текстам было справедливо отмечено влияние гности-
ческого мировосприятия в идеях и образах |3.
Упоминая о связях «Грома», как феномена поз-
днеантичной культуры, с документами, близкими по
времени, не стоит забывать о жизни выраженных в
нем мыслей в будущем — даже таком отдаленном, как
Возрождение. Пусть мифологизирована речь памятни-
ка и ведет ее некое женское божество, эта речь отста-
ивает то единство мира, которое со временем вдохно-
вит и Фичино, и Джордано Бруно, и многих других.
П*