Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистически
библиотека
306
ний, и на другом — лишенном этих контрастов. Это
уровни реальности, единые наличием одного начала.
«Я есмь» в сочетании с противоположными определе-
ниями повторяется с первых же строк, «Я есмь то,
что одно существует»,— слышится в финале произве-
дения.
Поэтому думается, нет оснований применительно
к «Грому» говорить о «фундаментальной дуалисти-
ческой перспективе гностика» |2. Вырисовывается иная
картина. Двойственность мира человеческих ценно-
стей, которую в их единстве до поры до времени не
воспринимают люди, отвечает реальности первого
уровня, в котором являет себя божество. Эта реаль-
ность существует, покуда она не осознана. С ее осо-
знанием, ее «заклинанием» появляется возможность
перехода к реальности иного уровня, открываемой
«отрезвленными» людьми.
Единство задается памятнику не только говоря-
щей, но и людьми, на первом уровне — ошибающи-
мися, наставляемыми, прозревающими и на втором —
обретающими жизнь.
Единство сообщает «Грому» и тема знания (не-
знания), пронизывающая его. Самоопределения дер-
жащей речь должны помочь слушателям узнать себя.
Это все та же властно заявляющая о себе в гности-
ческих документах, основная для Апокрифа Иоанна
тема знания как самопознания. Напоминающий закли-
нание, текст подчинен тому, чтобы направить людей,
раскрыть цельность того, что в их сознании разобщено
и противоречиво, перевести их на новую ступень
восприятия — реальности. В этой преобразующей чи-
тателя установке памятника своеобразно отражается
его социальная природа.
Если попытаться кратко определить суть и пафос
памятника, думается, можно сказать следующее. Это
очень далеко простирающаяся, образно выраженная
мысль о единстве во множестве онтологических,
гносеологических, социальных, культурных противопо-
ложностей. Причудливое сочетание в тексте кусков,
явно имеющих разные истоки, переплавка этого
разнородного материала в одном горне, приравнива-
ние многообразных образов и понятий друг другу —
в духе поздней античности, поклонения тысячеименной